Психолого-педагогическая профилактика агрессивного поведения старших дошкольников
Психолого-педагогическая профилактика агрессивного поведения старших дошкольников
Psychological and pedagogical prevention of aggressive behavior of older preschoolers
Авторы:
Антощук Светлана Ивановна
МБДОУ детский сад № 27, г. Белово, Кемеровская область, Россия.
e-mail: sveta.antoshuk@mail.ru
Antoshchuk Svetlana Ivanovna
Kindergarten № 27, Belovo, Kemerovo region, Russia.
e-mail: sveta.antoshuk@mail.ru
Прокудина Ирина Викторовна
МБДОУ детский сад № 27, г. Белово, Кемеровская область, Россия.
e-mail: sveta.antoshuk@mail.ru
Prokudina Irina Viktorovna
Kindergarten № 27, Belovo, Kemerovo region, Russia.
e-mail: sveta.antoshuk@mail.ru
Аннотация: Статья посвящена проблемам агрессивного поведения среди старших дошкольников. Приведены сущность понятий «агрессия», основные причины, провоцирующие появление агрессивного поведения. Проанализированы результаты исследования агрессивного поведения среди детей старшего дошкольного возраста детского сада. В статье отражены главная суть и особенности психолого-педагогической профилактики агрессивного поведения детей.
Abstract: The article is devoted to the problems of aggressive behavior among older preschoolers. The essence of the concepts of "aggression", the main reasons that provoke the appearance of aggressive behavior are given. The results of a study of aggressive behavior among older preschool children in kindergarten are analyzed. The article reflects the main essence and features of psychological and pedagogical prevention of aggressive behavior of children.
Ключевые слова: агрессивное поведение, дети старшего дошкольного возраста.
Keywords: aggressive behavior, older preschool children.
Тематическая рубрика: Дошкольное образование.
Детская агрессия как вид агрессивного поведения проявляется очень рано. Кроме того, несмотря на детский возраст, в отдельных случаях сопровождается жестокостью. По альтернативной гипотезе, агрессия определяется как приобретённый, а не инстинктивный защитный механизм. Это означает, что он вызван внешними факторами, а не внутренними.
Особую роль в развитии ребёнка играет старший дошкольный возраст. Ведь в этот период начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. Несмотря на то, что ребёнок становится более выносливым, может по собственной инициативе воздерживаться от нежелательных действий, агрессивности, но в целом способность к произвольной регуляции своей активности выражена еще недостаточно. Следовательно, этот факт требует особого внимания со стороны родителей, воспитателей и психологов.
На сегодня вопросом агрессивного поведения детей, в частности старшего дошкольного возраста, младших школьников, выяснением причин возникновения и путей предупреждения занимаются многие учёные и педагоги. Не смотря на разработанность этой научной проблематики, вопрос психолого-педагогической профилактики агрессивного поведения детей исследован недостаточно, что и обусловило соответствующий научный поиск.
Цель статьи – изучить основные особенности психолого-педагогической профилактики агрессивного поведения старших дошкольников.
На сегодня много психолого-педагогической литературы, справочных изданий трактуют сущность терминов «агрессия», «агрессивность», «агрессивное поведение».
Под агрессией понимаем физическое или словесное поведение человека, направленное на повреждение или разрушение. По толковому словарю психологических терминов, агрессия – это индивидуальное, коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического, психического вреда, либо даже на уничтожение другого человека, группы.
Агрессия, кроме прочего, связана, с желанием доминировать над другими. Типичными проявлениями агрессии являются конфликтность, злословие, принуждение, негативное оценивание, угрозы или применение физической силы, ненависть.
Причины детского агрессивного поведения кроются, прежде всего, в неблагоприятном семейном микроклимате. Кроме того, равнодушие родителей к агрессивным действиям своего ребёнка воспринимается ребёнком как одобрение агрессивного шаблона поведения. Опасность в том, что он может закрепиться в сознании ребёнка надолго, а то и навсегда. Статистика подтверждает, что чаще всего приступы агрессивного поведения случаются у нежеланных детей. В каждом втором случае детская агрессия – ошибки родительского воспитания. Отсутствие семейного общения порождает еще один фактор возникновения агрессивного поведения – стремление ребёнка таким способом привлечь к себе внимание. Часто за детской агрессивностью скрывается желание ребёнка властвовать.
Следующая причина – негативный пример средств массовой информации. СМИ с элементами насилия негативно влияют на психику детей. Они становятся неуравновешенными. А постоянное созерцание насилия приводит к тому, что впоследствии оно уже воспринимается как вполне нормальное явление. Через дисбаланс во взаимоотношениях со сверстниками ребёнок также может проявлять агрессию. Агрессивное поведение старших дошкольников выражается в упрямстве, крике, драке, через бросание вещей и тому подобное.
Профилактические мероприятия нужно начинать только после диагностирования детей, которые имеют хотя бы малейшие проявления агрессивности. Первоочередной задачей на этом этапе является определение и отбор надёжных, корректных методик, которые дают возможность увидеть истинную картину взаимосвязи богатого внутреннего мира ребёнка с окружающей средой и определить возможные причины агрессивного поведения.
На сегодня существует немало методик диагностики агрессивного поведения детей. Но для диагностики детей старшего дошкольного возраста следует учитывать их возрастные и психологические особенности.
Психолого-педагогическая профилактика агрессивного поведения старших дошкольников не возможна без участия всех социальных институтов, с которыми они взаимодействуют. Эта работа должна быть системной и последовательной. То есть профилактические меры должны проводиться как ближайшим окружением – семьёй, так и дошкольным учебным заведением, в котором находится ребёнок, в частности воспитателями, психологом. Под влиянием воспитательных и профилактических мероприятий дети активно обращаются к правилам при регулировании своих взаимоотношений со сверстниками. Тем более, что старшие дошкольники могут отличать хорошие поступки от плохих, имеют представление о добре и зле и могут привести соответствующие примеры из личного опыта или литературы.
Поведение самого воспитателя, психолога, должно приучать к хорошему. Всем субъектам психолого-педагогической профилактики следует обязательно изучить систему межличностных отношений детей в группе и помочь каждому занять благоприятную для его развития позицию в коллективе сверстников. Ведь старшим дошкольникам присуща возрастающая потребность в общении со сверстниками, в совместных играх и деятельности. Все это способствует возникновению детского сообщества, развития системы межличностных отношений. Поэтому ребёнка следует учить правилам общения и межличностному взаимодействию.
Профилактические мероприятия должны быть направлены не на полное исключение агрессивного поведения из характера ребёнка, а на ограничение и контроль отрицательных черт, а также поощрение положительных проявлений. Учитывая, что дети в оценке поступков сверстников достаточно категоричны и требовательны, а в отношении собственного поведения более снисходительны и недостаточно объективны, следует работать также над самооценкой, тем более, что по результатам анкетирования имеет место её неадекватность. В семейном воспитании следует уделять усиленное внимание к созданию семейного благополучия. Немалую воспитательную силу имеет личный пример членов семьи, особенно родителей, и общение между членами семьи. Ведь дети с живым интересом всегда слушают истории из жизни родителей, бабушек, дедушек. Лучший способ избежать агрессивного поведения ребёнка – проявлять к нему любовь, ласку и добро.
Сделав тщательный анализ результатов проведённого исследования, можно отметить наличие огромной проблемы в качестве зарождения и дальнейшего становления агрессивного поведения как устойчивой личностной черты ребёнка уже в детском саду. Чтобы избежать данной проблемы, родители и воспитатели должны путём интеграции воспитательных усилий изучать природу детского агрессивного поведения, причины, факторы, своевременно выявлять склонности к агрессии, вести превентивную деятельность. Ради результативности диагностических и профилактических мероприятий, которые проводятся непосредственно с ребёнком, следует тщательно подбирать методики, учитывая возрастные и психологические особенности каждого из воспитанников. Эффективность профилактики агрессивного поведения среди детей обеспечивается через индивидуальную и групповую работу с ребёнком, сотрудничеством дошкольного учебного заведения с семьёй.
Список литературы:
1. Буряковская В.А. Воздействие агрессивности рекламного дискурса на детскую аудиторию / В.А. Буряковская, Д.Н. Гурулев, Ю.В. Аристова, С.М. Москвичев // Материалы II региональной научно-практической (очно-заочной) конференции. – 2015. – c. 210-212.
2. Карельская Л.П. Роль семьи в проявлении детской агрессивности / Карельская Л.П. // В сборнике: Актуальные проблемы моделирования, проектирования и прогнозирования социальных и политических процессов в мультикультуральном пространстве современного общества. – 2016. – c. 222-225.
3. Кежаев О.С. Проблемы детской агрессивности / О.С. Кежаев // В сборнике: Основные направления экономического, правового и социально-культурного развития в современной России. – 2013. – c. 253-256.
4. Икунина И.А. Пути профилактики и коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста / И.А. Икунина // Психология развития дошкольника. – 2013. – № 9. – Т.4. – c. 81-90.
5. Скворцова Д.А. О роли агрессивности воспитателя в формировании агрессивного поведения воспитанников детского сада / Д.А. Скворцова, А.С. Голышева // В сборнике: Молодежь Сибири - науке России Международная научно-практическая конференция. – 2013. – c. 454-457.