Особенности взаимодействия специалистов дошкольной образовательной организации
Особенности взаимодействия специалистов дошкольной образовательной организации в процессе психолого-логопедического сопровождения с семьями воспитанников
Features of interaction of specialists of preschool educational organizations in the process of psychological and speech therapy support with the families of pupils
Авторы:
Симакова Татьяна Александровна
МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 33", г. Ангарск, Россия.
e-mail: tanitajg@inbox.ru
Simakova Tatyana Aleksandrovna
Kindergarten No. 33, Angarsk, Russia.
e-mail: tanitajg@inbox.ru
Жданова Оксана Петровна
МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 33", г. Ангарск, Россия.
e-mail: ksusha_671942@mail.ru
Zhdanova Oksana Petrovna
Kindergarten No. 33, Angarsk, Russia.
e-mail: ksusha_671942@mail.ru
Аннотация: В статье описан опыт работы специалистов по психолого-логопедическому сопровождению семей воспитанников МБДОУ № 33 г. Ангарск. Обоснована актуальность, новизна данного направления работы с родителями (законными представителями), раскрыто взаимодействие специалистов с семьей, представлены варианты активных форм работы с ними, с описанием деятельности каждого специалиста по сопровождению детей и родителей.
Abstract: Тhe article describes the experience of specialists in psychological and speech therapy support for families of pupils of Kindergarten No. 33. Angarsk. The relevance and novelty of this area of work with parents (legal representatives) is proved, the interaction of specialists with the family is revealed, options for active forms of work with them are presented, with a description of the activities of each specialist in accompanying children and parents.
Ключевые слова: психолого-логопедическое сопровождение, детский сад.
Keywords: psychological and speech therapy support, Kindergarten.
Тематическая рубрика: дошкольное образование.
«Чем тщательнее продуман процесс психолого-логопедического сопровождения семей воспитанников, тем больше вероятность того, что он будет успешен»
(из опыта работы)
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г.№273-ФЗ с изменениями на 1 июля 2020г. (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»), дошкольное образование является уровнем общего образования наряду с начальным общим, основным общим и средним общим образованием.
Дошкольное образование направлено на сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как отправной точки включения и дальнейшего овладения разнообразными формами жизнедеятельности в быстро изменяющемся мире, содействие развитию различных форм активности ребенка, передачу общественных норм и семейных ценностей, способствующих позитивной социализации в поликультурном многонациональном обществе.
Для этого в дошкольном образовательном учреждении должны быть созданы условия не только для воспитания и развития детей, но и для поддержки родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, то есть обеспечение психолого-педагогического, логопедического (по возможности) сопровождения семьи с учетом современных требований.
Опыт работы нашего дошкольного учреждения показал наличие ряда проблем в направлении взаимодействия специалистов и родителей:
· наблюдается самоустранение родителей от своих обязанностей и функций в воспитании детей и перекладывание своей ответственности на педагогов образовательного учреждения;
· семьи воспитанников мало замотивированы на посещение мероприятий детского учреждения (кроме праздников) и взаимодействие с педагогами ДОУ;
· преемственность ДОУ и семьи в вопросах воспитания и развития детей ослабевает, растет число родителей с потребительской позицией;
· традиционные формы работы с родителями малоэффективны;
· специалисты сопровождают родителей (законные представители) по отдельности, за исключением родительских собраний (выступления специалистов, совместные музыкально-спортивные праздники)
· родители (законные представители), в силу нехватки времени, не готовы слишком часто встречаться с каждым из специалистов ДОУ по отдельности.
Проанализировав сложившуюся ситуацию, педагог-психолог и учитель-логопед, стали искать пути решения выше обозначенных трудностей, противоречий. И, одни из первых в городе, организовали в образовательном учреждении сопровождение семей воспитанников совместно, через работу Клуба для родителей.
Позже, специалисты разработали рабочую программу по психолого-логопедическому сопровождению семей воспитанников с комплексом мероприятий профилактической, просветительской и практической направленности для родителей (законных представителей) отдельно и совместно с детьми, начиная с раннего возраста.
Новизна этой программы состоит в том, что осуществление и реализация комплекса мероприятий происходит в процессе совместной взаимосвязанной и взаимодополняемой работы учителя-логопеда и педагога-психолога по сопровождению семей воспитанников на всех возрастных этапах развития дошкольников.
В рамках Рабочей программы ежегодно расширяются и обновляются формы (традиционные и нетрадиционные) взаимодействия с родителями (законными представителями), их проведение в очном и дистанционном формате (онлайн, офлайн).
Выбирая формы взаимодействия с родителями, специалисты опирались на данные психологических исследований о том, что лекция в среднем позволяет усвоить 5% информации; использование наглядных пособий — 30%, обучение практикой действия —70%. Поэтому предпочтение отдается активным, практико-ориентированным мероприятиям с родителями, но и традиционные формы работы не исключаются. Например:
- мастер-классы,
- семинары,
- лекции (лекторий для родителей),
- конференции,
- практикумы,
- игровые занятия,
- акции,
- групповые консультации на родительских собраниях, информационных стендах групп,
- размещение на сайте ДОУ (статьи, презентации, рекомендации, видеоролики),
- занятия с элементами социально-психологического тренинга,
- занятия с элементами квест-игры,
- квест-игры,
- консультации, рекомендации и другое.
Специалисты сопровождают родителей (законных представителей), начиная с раннего возраста (с 1,6 лет) и до выпуска в школу (6,5 -7 лет).
Для семей с детьми раннего возраста педагог-психолог и учитель-логопед проводят, мастер-классы и практикумы, раскрывая вопросы умственного и речевого развития, формирования у детей эмоциональной сферы и социализации. Для этого возраста психолого-логопедическое сопровождение семей воспитанников может происходить следующим образом. Например, педагог-психолог проводит игры-разминки, игры-энерджайзеры для эмоционального разогрева, зарядки на действие, информирует родителей о синзетивности раннего возраста для формирования представлений о сенсорных эталонах, как фундаменте для развития высших психических функций. Предлагает родителям игровые задания по развитию познавательной сферы детей раннего возраста, с включением элементов малых фольклорных форм. Учитель-логопед акцентирует внимание родителей на важности игрового взаимодействия с детьми в процессе формирования у малышей основ правильной речи, дыхания. Предлагает родителям разнообразные пальчиковые игры, игры на формирование воздушной струи, в том числе, с использованием устного народного творчества.
Для старшего дошкольного возраста наиболее эффективными в нашем образовательном учреждении, оказываются такие формы взаимодействия с семьями воспитанников, в процессе которых родители могут приобретать опыт игрового взаимодействия в паре со своим ребенком. Например, игровое занятие с элементами социально-психологического тренинга «Путешествие в страну «Обнималию». Целью данного занятия является гармонизация детско-родительских отношений детей старшего дошкольного возраста. Всё общение родителей с детьми, педагогов с детьми и родителями подчинено этой цели. Такое занятие может содержать следующие задания и информационные блоки. Педагог-психолог знакомит родителей с информацией о важности телесного контакта для психо-эмоционального развития детей дошкольного возраста, обогащает родительский арсенал играми телесно-ориентированной направленности, которые родители отрабатывают в паре со своим ребенком под руководством специалистов. Учитель-логопед, в свою очередь, предлагает и проигрывает с родителями и детьми игры речевой направленности с использованием элементов массажа и самомассажа, логоритмические игры и упражнения с музыкальным сопровождением и без него.
Данное мероприятие, как и любое другое, заканчивается продуктивной деятельностью, совместным творческим заданием в детско-родительской паре.
Достаточно часто в процессе психолого-логопедического сопровождения семей воспитанников используются интерактивные формы. Успешно зарекомендовали себя квест - технологии в работе с родителями и детьми, и отдельно с родителями. В практике своей работы специалисты применяют как квест-игры, так и занятия с элементами квест-технологии.
Так, например, квест-игра «Играем, учимся, развиваем» проводилась для родителей группы компенсирующей направленности для детей 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи. Проходя различные задания, родители узнавали с помощью каких игровых упражнений можно развивать различные стороны речи, внимание, память, мышление, мелкую моторику рук и коммуникативные навыки детей. А дети, заинтересованные поиском последующего зашифрованного задания, играли и развивались, выполняя их. В завершении квест-игры, дети, пройдя все испытания, нашли «сокровища» для себя и для родителей.
Также неотъемлемой частью взаимодействия с родителями (законными представителями) стали акции («Говорю тебе спасибо», «Обнимашки», «Самый лучший папа», «Похвалюшки», «Зарядись позитивом» и др.), которые позволяют охватить большое количество участников, экономичны во времени, гармонизируют детско-родительские отношения, способствуют сплочению родителей и детей, позволяют получить позитивную обратную связь от родителей, повышают уровень доверия между участниками образовательного процесса, объединяют семью и детский сад.
Кроме этого, в связи со сложившейся образовательной ситуацией, психолого-логопедическое сопровождение семей воспитанников выходит в новый формат – дистанционный. Специалисты активно взаимодействуют с родителями (законными представителями) через сайт ДОУ, видеоконференции (онлайн), мессенджеры Viber, WhatsApp, Telegram X и другие интернет-ресурсы. При этом происходит сопровождение даже тех родителей (законных представителей), кто в силу разных причин, не мог посещать мероприятия, проводимые непосредственно в дошкольном образовательном учреждении.
Обобщая всё выше сказанное, можно с уверенностью отметить, что совместное взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в процессе сопровождения семей воспитанников способствует улучшению качества взаимодействия между специалистами образовательного учреждения и родителями (законными представителями), повышает психолого-педагогическую и коммуникативную компетентность родителей (законных представителей) в области воспитания и развития детей, их мотивацию на участие в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.