Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Утомляемость дошкольников на занятиях физической культурой и ее профилактика

Дата публикации: 2020-11-08 11:37:01
Статью разместил(а):
Стрельцова Анастасия Алексеевна

Утомляемость дошкольников на занятиях физической культурой и ее профилактика

Fatigue of preschoolers and its prevention in physical education classes

 

Автор: Стрельцова Анастасия Алексеевна

МДОУ «Детский сад № 380», Волгоград, Россия.

e-mail: anastasiya.strelcova@mail.ru

Streltsova Anastasia Alekseevna

Kindergarten № 380, Volgograd, Russia 

e-mail: anastasiya.strelcova@mail.ru

 

Аннотация: Проблема утомления представляет большой теоретический интерес и имеет важное практическое значение для деятельности дошкольника в повседневной жизни и при физической активности. Исследования показывают, что даже при соблюдении требований к объему образовательной нагрузки и внедрении отдельных форм физкультурной деятельности частота случаев сильного и выраженного утомления после занятий у детей старших и подготовительных групп составляет примерно 40%.

Abstract: The problem of fatigue is of great theoretical interest and is of great practical importance for the activity of a preschooler in everyday life and during physical activity. Studies show that even with the observance of the requirements for the volume of the educational load and the introduction of certain forms of physical activity, the frequency of cases of severe and pronounced fatigue after classes in children of older and preparatory groups is approximately 40%. 

Ключевые слова: утомляемость, физкультурная деятельность, физическая нагрузка.

Keywords: fatigue, physical activity, physical activity. 

Тематическая рубрика: дошкольное образование.

 

Проблема утомления представляет большой теоретический интерес и имеет важное практическое значение для деятельности дошкольника в повседневной жизни и при физической активности (Сапин М.Р., Сивоглазов В.И.,1999).

С точки зрения физиологии утомление является функциональным состоянием организма, вызванным умственной или физической работой, при котором могут наблюдаться временное снижение работоспособности, изменение функций организма и появление субъективного ощущения усталости (Солодков А.С., Сологуб Е.Б., 2005).

Мышечная система дошкольников отличается от системы взрослых. Дошкольники быстро устают, но утомляемость эта проходит быстрее, чем у взрослых. Детям в этом возрасте противопоказаны длительные однообразные нагрузки. При занятиях с ребенком спортом, нужно постоянно чередовать упражнения для разных групп мышц. 

По мнению М. Безруких, быстрая усталость и утомляемость дошкольников связана и с особенностями развития сердечно-сосудистой системы. У дошкольников больший объем крови на килограмм массы, чем у взрослых. Сосуды шире, путь передвижения крови по ним короче, а скорость кровообращения - выше. Если проанализировать развитие центральной нервной системы, то у детей дошкольного возраста процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Поэтому дошкольники подвижны и неусидчивы. У них быстрые и импульсивные движения, неустйчивое внимание. Из-за того, что движения дошкольника хаотичные и неточные, в работу вовлекается большое количество мышц, возрастает нагрузка на все физиологические системы организма. 

Физическое утомление проявляется нарушением функции мышц: снижением силы, скорости, точности и ритмичности движений .

Мышечная работа дошкольника связана с вовлечением в деятельность многих органов и формированием в организме специальной функциональной системы адаптации, обеспечивающей конкретную деятельность ребёнка(Сапин М.Р., Сивоглазов В.И.,1999). Поэтому на снижение работоспособности влияет возникновение функциональных изменений не только в нервной системе, но и в других рабочих звеньях -скелетных мышцах, органах дыхания, кровообращения, системе крови, железах внутренней секреции и др. Таким образом, согласно современным представлениям о физическом утомлении, оно связано, во-первых, с развитием функциональных изменений во многих органах и системах, во-вторых, с различным сочетанием деятельности органов и систем, ухудшение функций которых наблюдается при том или ином виде физических упражнений. В зависимости от характера работы, ее напряженности и продолжительности ведущая роль в развитии утомления может принадлежать различным функциональным системам.

Исследования показывают, что даже при соблюдении требований к объему образовательной нагрузки и внедрении отдельных форм физкультурной деятельности частота случаев сильного и выраженного утомления после занятий у детей старших и подготовительных групп составляет примерно 40%. Это в свою очередь вызывает неблагоприятные моменты в функциональном состоянии различных органов и систем(Волков Н.И.,1974).

Признаки утомления у детей проявляются чаще всего в нарушении поведения, они становятся неусидчивыми, невнимательными, отвлекаются, разговаривают друг с другом, становятся двигательно расторможенными, нарушают дисциплину (Бальсевич В.К., 2005).

От правильной организации деятельности, уровня ее физиологической рациональности во многом зависит состояние детей в процессе обучения, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупредить преждевременное наступление утомления. 

Профилактика быстрой утомляемости дошкольников на занятиях физической культурой.

Основные характеристики физического развития дошкольников нужно иметь в виду при планировании физических нагрузок для детей дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте ребенку нужна умеренная физическая нагрузка, при этом главное — выбрать оптимальный уровень нагрузки. Она не должна слишком высокой (чтобы не допустить высокую утомляемость во время или после занятия), и не должна быть низкой (в этом случае ребёнок не потратит достаточное количество энергии и ему просто будет скучно на занятии) (Ахутина Т.В., 2000).

Вот основные рекомендации инструктору по физической культуре в ДОУ для предотвращения быстрого утомления детей на занятиях и после них:  

1) Чередование упражнений на разные группы мышц;

2) Использование в занятии восстановительных упражнений на расслабление мышц;

3) Обязательное применение игровых упражнений или подвижной игры в занятии;

4) Применение дыхательных упражнений на протяжении всего занятия.

Также у дошкольников высокий уровень обмена веществ. Поэтому важно обеспечить дошкольнику разнообразное, полезное и комплексное питание. Также нужно следить за тем, чтобы ребенок много времени находился на свежем воздухе.

 

Список литературы:

1. Алямовская В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении //Дошкольное образование. - 2004. - №5. – С.17-24. 

2. Антонов Ю. Е. Здоровый дошкольник. Оздоровительные технологии 21 века. – М.: Аркти, 2011. – 221с. 

3. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. - 2000. - Т. 7. - №2. - С.21-28. 

4. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека - М. : Теория и практика физической культуры, 2005. - 275с. 

5. Безруких М.А. Аксиомы здоровья школьников и школьные факторы риска // Директор школы. -2007. - №2. – С. 99-104. 

6. Волков Н.И. Проблема утомления и восстановления в теории и практике спорта. ТиП, 1974

7. Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999

8. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник. Изд. 2-е испр. И доп. – М.: Олимпия Пресс, 2005.- 528с.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN