Сюжетно-ролевая игра как средство обучения дошкольников татарскому языку
Сюжетно-ролевая игра как средство обучения дошкольников татарскому языку
Story-role-playing game as a means of learning preschool children in the tatar language
Автор: Хасанова Елена Михайловна
МБДОУ «Детский сад № 28 г. Лениногорска», г. Лениногорск, Россия.
e-mail: wolf43366@mail.ru
Khasanova Elena Mikhailovna
Kindergarten no. 28, Leninogorsk, Russia.
e-mail: wolf43366@mail.ru
Аннотация: Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста, она строится на взаимодействии ребенка с взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. Сюжетно-ролевая игра, как всякая творческая деятельность, доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом. Представляет собой тип деятельности ребенка, воплощающий в себе творческое отношение к окружающей действительности через несовпадение игрового и реального действия, что рождает новый, воображаемый смысл. Условия воображаемой ситуации привлекают ребенка, расковывает его мышление, открывают простор свободной творческой деятельности.
Abstract: Story-role-playing game is the main type of game of a preschool child, it is based on the interaction of the child with adults. It is characterized by the main features of the game: emotional saturation and enthusiasm of children, independence, activity, creativity. Plot-role-playing game, like any creative activity, gives every child joy and pleasure by its very process. It is a type of activity of the child, embodying a creative attitude to the surrounding reality through the discrepancy between the game and real action, which gives rise to a new, imaginary meaning. The conditions of an imaginary situation attract the child, liberate his thinking, open up the scope of free creative activity.
Ключевые слова: Сюжетно-ролевая игра, творческая деятельность.
Keyword: Plot-role-playing game, creative activity.
Тематическая рубрика: дошкольное образование.
По своему характеру сюжетно-ролевая игра - деятельность отражательная. Основной источник, питающий игру ребенка - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Успешность сюжетно-ролевой игры, несомненно, зависит от организационной деятельности педагога.
Во-первых, педагогу необходимы условия для развития игрового сюжета, создание предметно-игровой среды происходит с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольника. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр должны быть красочными и эстетичными, так как именно с ними будет взаимодействовать ребёнок. Правильная организация предметно-игровой среды предполагает выполнение воспитателем программной задачи развития детского творчества в игровой деятельности.
Во-вторых, сюжетно-ролевая игра будет успешной только в том случае, если педагог будет организовывать и осуществлять игровую деятельность детей последовательно и систематически, а не от случая к случаю.
В-третьих, организуя сюжетно-ролевую игру с детьми, педагог должен активно использовать методы и приёмы обучения детей игровым действиям.
На протяжении дошкольного детства сюжетно-ролевая игра проходит несколько этапов: игры в отдельные действия взрослых, простые ролевые игры, сюжетно-ролевые игры, творческие сюжетные игры. От игр предыдущего этапа творческие сюжетные игры отличаются тем, что ребёнок начинает сам придумывать сюжеты игр и видоизменять их по ходу действий, а не воспроизводит заранее известный сюжет, взятый из жизни, книжки или фильма.
Творческие сюжетные игры развивают у ребёнка воображение и способность проигрывать в уме разные варианты развития событий, способность понимать других людей и мотивы их поведения, умение гибко менять своё поведение при изменении ситуации. Творчество в игре дошкольника выражается в способности к замыслу, его реализации, комбинированию своих знаний и представлений, в искренней передаче своих мыслей и чувств, в способности к созданию образа, продумыванию и воплощению его роли.
Игра - особый вид деятельности. Генетическая программа человека обеспечивает нашу обязательную игровую деятельность, в ходе которой организм развивается, упражняясь. Любая игра содержит в себе элементы других видов деятельности (продуктивной, поисковой, познавательно-исследовательской). В игре заложена возможность овладения многими умениями и навыками, необходимыми для познавательной, трудовой, художественной, спортивной деятельности, а также для общения. Игра – самый демократичный вид деятельности. Здесь равенство обеспечивается ролевым распределением. В игре все равны и все испытывают счастье от равенства, которого иногда не достает в социальном мире. И ребенок тоже в игре оказывается в демократическом мире: никто не помнит о его неудачах, плохом поведении или же о блестящих успехах. То есть игра – общение равных.
В современных условиях, когда ставится задача практического овладения двумя государственными языками, русско-татарское двуязычие опирается на создание речевой среды, обеспечивающей естественную потребность в овладении татарским языком русскоязычным населением Республики Татарстан.
В условиях введения ФГОС ДО основным принципом современной методики преподавания татарского языка в ДОУ является коммуникативная направленность обучения, важнейшими элементами которого являются интерактивные развивающие задания. Эти задания вовлекают детей в тематические игры, что способствует развитию речи, увеличению словарного запаса, а главное — интереса к изучению татарского языка и формированию основ поликультурной личности. Увеличение умственной нагрузки на ООД татарского языка заставляет задуматься над психо - физиологическими особенностями и как поддержать у детей интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всей ООД. Немаловажную роль здесь отводится сюжетно-ролевым играм. На занятиях обучения татарскому языку по УМК «Говорим по-татарски» для развития полноценного игрового общения мы используем игровые ситуации, в которые попадает персонаж (Акбай, Мияу).
Игра является эффективной и доступной формой деятельности при обучении русских детей татарской устной речи. Дети даже не задумываются, что они учатся, сами того не замечая, намного лучше усваивают татарские слова, фразы, предложения и на этой основе у них отрабатывается правильное произношение специфических татарских звуков.
Через игровой сюжет можно разыграть процесс знакомства персонажа с новым предметом, детально рассмотреть его, изучить, обследовать. Для старшего возраста наиболее эффективны игровые проблемные ситуации. В этих ситуациях взрослый привлекает внимание ребёнка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других персонажей. Активно участвуя в ситуациях-проблемах, ребёнок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их.
Для достижения результативности в общении с детьми на татарском языке, мы изготовили дидактический материал. Так как все занятия проходят в виде игры, то самое лучшее для закрепления тем - это дидактические игры. В средней группе такие дидактические игры как «Да-Нет, Әйе-Юк», «Кого нет? -Кем юк?», «Дай, пожалуйста - Бир әле», в старшей группе – «Это что? Какой? - Бу нәрсә? Нинди?» и т.д. В подготовительной группе игры «Что делает? -Нишли?», «Что делаешь?-Син нишлисең?», «Интервью», «Дай команду!-Команда бир!» и др. способствуют закреплению пройденного материала.
Сюжетно-ролевые игры связаны с наблюдениями повседневной жизни, инсценированием условий воображаемой ситуации. Дети здесь играют определенные роли. Сюжетно-ролевая игра представляет собой один из тех уникальных приемов экспериментального обучения, который помогает ребенку справляться с неопределенностью и жизненными непростыми ситуациями.
Дети очень любят играть в сюжетные игры. Популярностью пользуются такие ролевые игры как: «В магазине-Кибеттә», «У нас гости-Кунак килде», «Мы собрались в Казань-Казанга барабыз», «В кафе-Кафеда», «На спортивном празднике-Спорт бәйрәмендә” и др. Сюжетно-ролевая игра способствует не только прочному усвоению учебного материала и практическому применению умений и навыков, но и воспитанию правил поведения в общественных местах и этикету.
Многим детям нравится такая игра, как «Переводчик» - «Тәрҗемәче». Данная игра способствует не только укреплению знаний, но и воспитанию взаимовыручки. Ребенок должен построить свои предложения на русском языке, учитывая знание татарского языка своего переводчика, а также эта игра требует от играющих владения определенным словарным запасом.
На ООД мы часто играем в игру «Живые предметы». Мы предлагаем детям представить, что бы рассказал нам неодушевлённый предмет, если бы вдруг заговорил. Для этого дети надевают маски и рассказывают от его имени.
Использование каждого вида игр и их разнообразных сочетаний мы определяем особенностями учебного материала, возрастом детей и другими педагогическими факторами. Широко используя, особенно в младшем и среднем звене, учебно-дидактические и сюжетно-ролевые игры, мы ставим перед собой следующие психолого-педагогические задачи:
1. Закрепление нового материала, формирование умений и навыков, обобщение и контроль знаний.
2. Раскрытие творческих возможностей детей.
3. Воспитание коллективизма и взаимовыручки.
4. Многие игры предполагают совещательный процесс. В группе, где собраны сильные и слабые дети, идет процесс взаимообогащения информацией и умениями.
5. Воспитание чувства сопереживания друг другу.
6. Формирование практических навыков.
7. Формирование произвольного поведения
При планировании на ООД игровых элементов, мы строго придерживаемся следующих правил:
1. Игра не должна быть сложной для понимания правил игры.
2. Игра не должна морально устаревать.
3. Игра должна быть массовой, охватывающей всех детей.
Положительные эмоции, которые возникают у детей в процессе игр, способствуют предупреждению перегрузки детей, обеспечивают формирование коммуникативных и интеллектуальных умений. Как правило, они требуют от ребенка умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное – знать ответ. Чем искуснее составляется дидактическая игра сюжетно-ролевая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями ребенок учится непреднамеренно, непроизвольно, играя. Обучению русскоязычных детей татарскому языку отводится три занятия за неделю. Но этого недостаточно для полного овладения программным материалом. Поэтому создание языковой среды в группах должна проявляться в режимных моментах. Для этого необходимо организовать игровые формы обучения, такие так: «Глухой телефон», «Интервью», «Исправь меня», «Отгадай, что я задумала», «Угости куклу», «Поговори по телефону», «Магазин» и др.
Использование дидактических, словесных, сюжетных игр позволяет повысить качество обучения, способствует лучшему усвоению программного материала, даёт возможность усвоить лексику татарского языка, закрепить речевой материал в игровой форме, поддерживать интерес к языку. Во время игр дети повторяют пройденный материал, задают друг другу вопросы, общаются с воспитателем на татарском языке. Разработанные дидактические игры на интерактивной доске, рабочие тетради, анимационные сюжеты увлекают ребёнка и в непринуждённой обстановке погружают его в языковую среду, где он впитывает в себя новую информацию.
Основной целью обучения татарскому языку в детском саду является развитие языковой способности, ознакомление с татарским языком, как средством общения и с культурой татарского народа. В ходе усвоения татарского языка в детском саду дети проходят подготовку к дальнейшему изучению этого языка в школе. В процессе обучения дети должны научиться воспринимать и понимать татарскую речь на слух и говорить по- татарски в пределах доступной им тематике, усвоенных слов, грамматических форм, синтаксических конструкций и несложных образцов связной речи.
По окончании образовательной деятельности дети должны:
- понимать и выполнять просьбы воспитателя, относящиеся к ведению образовательной деятельности, организации различных форм игровой и обслуживающей деятельности в соответствии с тематикой речевых ситуаций, определенных для каждого возраста;
- уметь отвечать на вопросы, формировать просьбы, обращаться к воспитателю и своим товарищам в пределах примерных ситуаций общения, а также уметь высказываться в соответствии с игровой ситуацией в объеме 6-7 фраз, уметь использовать считалки, рифмовки, уметь составлять простой рассказ, знать потешки, стихотворения, песни.
Таким образом, сюжетно-ролевая игра представляет собой тип деятельности ребенка, воплощающий в себе творческое отношение к окружающей действительности через несовпадение игрового и реального действия, что рождает новый, воображаемый смысл. Условия воображаемой ситуации привлекают ребенка, расковывает его мышление, открывают простор свободной творческой деятельности.
Список литературы:
1. Р.К. Шаехова. Региональная программа дошкольного образования. – РИЦ, 2012. – 208с.
2. З.М. Зарипова. Обучение русскоязычных детей татарскому языку в детском саду. Казань: Первая полиграфическая компания, 2013 – 112с.
3. Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/, М.; Мозаика-Синтез, 2012 - 142стр.
4. Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие /-М.; Айрис-пресс,2011-стр.42.
5. Н.Я. Михайленко. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. – «Гном и Д», 2001-стр.72-74.