Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.06.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Внеурочная деятельность как инструмент развития функциональной грамотности обучающихся

Дата публикации: 2024-04-23 22:24:57
Статью разместил(а):
Картуков Александр Геннадьевич

Внеурочная деятельность как инструмент развития функциональной грамотности обучающихся

Extracurricular activities as a tool for developing students' functional literacy

 

Авторы:

Картуков Александр Геннадьевич 

канд. техн. наук, доцент, ГБОУ "Гимназия № 177 Красногвардейского района Санкт-Петербурга", Санкт-Петербург, Россия

e-mail: kartalg@yandex.ru

Kartukov Alexander Gennadievich

Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Gymnasium № 177, St. Petersburg, Russia

e-mail: kartalg@yandex.ru

Картукова Светлана Александровна

ГБОУ "Гимназия № 177 Красногвардейского района Санкт-Петербурга", Санкт-Петербург, Россия

Kartukova Svetlana Aleksandrovna

Gymnasium № 177, St. Petersburg, Russia

Белова Елена Алексеевна

ГБОУ "Гимназия № 177 Красногвардейского района Санкт-Петербурга", Санкт-Петербург, Россия

Belova Elena Alekseevna

Gymnasium № 177, St. Petersburg, Russia

 

Аннотация: В статье представлен опыт образовательного учреждения в формировании, развитии и оценки функциональной грамотности обучающихся; подробно описан воспитательный проект «Учусь в Петербурге – учусь у Петербурга», представлена серия внеурочных занятий «Детективное расследование по повести А.С. Пушкина «Дубровский».

Abstract: the article presents the experience of an educational institution in the formation, development and evaluation of students' functional literacy; describes in detail the educational project " I study in Petersburg - I study with Petersburg", presents a series of extracurricular activities "Detective investigation based on the story of A.S. Pushkin "Dubrovsky".

Ключевые слова: внеурочная деятельность, функциональная грамотность, читательская грамотность, мотивации детей, мини-проект.

Keywords: extracurricular activities, functional literacy, readership literacy, motivation of children, mini-project.

Тематическая рубрика: Среднее образование, СПО.

 

«Мета-Школа «Грани» – это новый формат организации внеурочной деятельности, реализуемый в ГБОУ гимназия 177 Красногвардейского района Санкт-Петербурга.

В 2019 году образовательный проект «Мета-Школа «Грани» как эффективный формат организации внеурочной деятельности для формирования, развития и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы» стал победителем конкурсного отбора на предоставление грантов ФЦПРО по направлению ««Эффективные механизмы формирования, развития и оценки функциональной грамотности обучающихся». Данный проект является составной частью общей программы внеурочной деятельности гимназии.

Цель инновационного проекта: создание условий для формирования, развития и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы по направлениям, которые фигурируют в международных мониторинговых исследованиях: читательская; математическая; естественнонаучная; финансовая; информационная; глобальные компетенции.

В рамках организации внеурочной деятельности, сформировано шесть образовательных модулей: гуманитарный, естественнонаучный, информационный, математический, международный (лингвистический) и социально-экономический.

В статье мы более подробно рассмотрим процесс развития читательской функциональной грамотности в рамках гуманитарного модуля «История, культура, традиции».

Для того, чтобы понять какие средства можно использовать для эффективного развития читательской функциональной грамотности, необходимо выяснить, что же относится к этому понятию и зачем данное умение необходимо в современном мире.

Читательская грамотность – это способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Сущность понятия составляют признаки: понимание, рефлексия и использование. Они взаимосвязаны и обогащают друг друга. Рефлексия предполагает раздумия о содержании или структуре текста, перенос их на себя, в сферу личного сознания. Только в этом случае можно говорить о понимании текста, о возможности использования человеком его содержания в разных ситуациях деятельности и общения, для участия в жизни общества, экономической, политической, социальной и культурной. Слово «текст» подразумевает печатные или изображенные на дисплее тексты, в которых использован естественный язык. Такой текст может включать визуальные изображения в виде диаграмм, картинок, карт, таблиц, графиков, хотя исключает включение фильмов, мультипликации, картинок без слов, которые требуют иной стратегии восприятия. В связи с включением визуальных изображений, тексты можно разделить на сплошные (без изображений) и несплошные (с изображениями).

Читательская функциональная грамотность (ЧФГ) полностью интегрирует чтение в традиционном смысле и новые формы чтения, которые появились за последние десятилетия и продолжают появляться из-за распространения цифровых устройств и цифровых текстов. Структура ЧФГ включает в себя умения, участвующие в основных процессах чтения. Эти умения, такие как «беглое» чтение, буквальное толкование, обобщение информации, извлечение основных тем и формулирование выводов, являются критическими навыками для обработки сложных или множественных текстов для конкретных целей.

Кроме того, концепция оценки ЧФГ (PISA-2018) пересматривает способы включения процессов чтения, таких как:

­- оценка достоверности текстов, поиск информации, чтение из нескольких источников;

­- интеграция/синтез информации между источниками.

Таким образом, современная концепция читательской грамотности включает новые конструкты с помощью которых оцениваются базовые читательские учения при чтении сложных и множественных текстов:

­- смысловое чтение,

­- определение основной темы, формулирование выводов.

Так, например, для развития читательской функциональной грамотности в модуле «История, культура, традиции», нами используются сплошные и несплошные тексты. Все эти методы позволяют намного эффективнее усваивать школьникам информацию. Для удобства мониторинга индивидуальных результатов и, в особенности, оценки уровня сформированности читательской функциональной грамотности, были разработаны «Маршрутные листы». 

Маршрутный лист выдается каждому ученику на первом занятии и становится его личным конспектом. В нем он делает пометки, записывает интересующие его вопросы и отвечает на уже поставленные. Для ответов на стартовые вопросы ученик использует только свои знания, полученные до начала работы в модуле. Отвечая же на вопросы, которые представлены далее, ученик опирается на знания, полученные из информационных источников, использующихся на занятиях: видео, рассказ учителя, наглядные материалы, а также из дополнительных, самостоятельно найденных источников. Кроме того, при ответах на вопросы, учащиеся могут воспользоваться и содержанием из первоначального вопросника. Тема 2019-2020 учебного года в Мета-Школе «Грани» – «Я – Человек мира». Следовательно, контекст занятий так или иначе связан с информацией о каком-либо государстве.

Список первоначальных вопросов представлен в Приложении 1.

По мере продвижения группы по темам модуля, ребятам приходится сталкиваться с различными видами текстовых и нетекстовых источников. Динамика уровня развития читательской функциональной грамотности отражается в мониторинговых листах, которые учитель заполняет, используя данные самооценки и взаимооценки детей

Одна из главных задач современной школы заключается в том, чтобы вызвать у ребят интерес к чтению, создать условия для воспитания компетентного читателя, способного находить, отбирать, понимать, организовывать информацию. Необходимо интегрировать и интерпретировать информацию из различных видов текста и нетекстовых источников и успешно ее использовать в личных жизненных целях – всеми этими важными вопросами мы занимаемся в функциональном модуле «Читательская грамотность».

На протяжении 8 занятий идет работа с текстами разных форматов (сплошными, не сплошными, множественными), ведется поиск и выявление явной и скрытой, главной и второстепенной информации, соотносятся различные виды информации.

 В гимназии успешно реализуется воспитательный проект «Учусь в Петербурге – учусь у Петербурга», направленный на повышение образовательной мотивации детей. Поэтому при определении содержания нашего модуля в 5-6 классе было решено объединить в одну образовательную линию воспитательные практики, учебный предмет «История и культура Санкт-Петербурга» и модуль читательской грамотности. Темы занятий в рамках модуля в 5 и 6 классах связаны с изучением истории и культуры Петербурга, чтобы наши гимназисты знали свой город и восхищались им. Были сопричастны к судьбе города, чувствовали себя истинными петербуржцами.

Результатом серии занятий в рамках модуля стал мини-проект «Прогулка по Невскому проспекту».

Путешествие по значимым местам Санкт-Петербурга начинается с небольшого видеофильма. Перед просмотром каждый ученик получает «Маршрутный лист». Этот маршрутный лист сопровождает детей на протяжении всех восьми занятий. Обсуждение и обмен полученной информацией – неотъемлемая часть работы.

Санкт-Петербург, безусловно, туристический город. Однако, наш проект рассчитан скорее на самих учеников и их родителей. В суете рабочих дней и бытовых проблем многие родители нечасто могут просто гулять по Невскому проспекту. Отсюда проектное задание: составить туристический маршрут по Невскому проспекту и в ближайший выходной день пригласить на эту прогулку свои семьи.

Ребята получают различные источники информации: тексты, стихи, отрывки из литературных произведений, объявления, математический пример, иллюстрации.

Анализируя и обобщая, полученную информацию учащиеся формулируют тематику прогулки: Невский проспект- главная улица города.

Далее идет работа с картой города, где находятся достопримечательности, с текстами, театральными афишами, электронными версиями маршрутов общественного транспорта. Так создаются уникальные творческие продукты. Ребята с огромным интересом творчески презентуют свои маршруты, устраивают воскресные прогулки по Невскому проспекту вместе с семьей. 

Как ещё удачно разнообразить учебную деятельность? Как и чем увлечь обучающихся? Необходимо разработать интерактивную образовательную игру, которая будет содержать следующие важные компоненты:

­- будет иметь некую общую идею, легенду, которая позволит ребятам испытывать чувство сопричастности, вклада в общее дело;

­- даст возможность, в некотором смысле «сменить роли», представить себя в другом лице;

­- позволит поддерживать мотивацию и удерживать внимание за счет усложнения заданий, целей;

­- предоставит возможность взаимодействия всех участников, в том числе вместе с наставником; это даст возможность получить оценку своих действий и скорректировать их, если была допущена ошибка;

­- и, конечно, позволит держать динамику каждой встречи.

Поскольку игра ориентирована на формирование читательской грамотности – ее неотъемлемой частью является работа с текстовыми и нетекстовыми источниками. Это могут быть письма, статьи из газет, карты местности, афиши, билеты, фотопортреты и прочее.

Таким образом, было разработано детективное расследования по одному из литературных произведений, в данном случае по повести А.С. Пушкина «Дубровский». В игре ученики выступают в роли команды детективов, а наставник становится Главным инспектором, координирует и регулирует деятельность участников.

Одним из ресурсов в разработке занятий стала платформа «Joyteka», здесь были разработаны квест-комнаты, где ребята, находя нужные подсказки, выходят на ключевые понятия темы. В данном случае в первом занятии мы говорили о прототипе. Но о каком? Это ребятам еще предстоит узнать, собрав некоторые сведения.

Ребятам предлагается изучить газетную статью «Петербургских Ведомостей», письма очевидцев и заполнить отчет. Обменявшись информацией между всеми командами, ребята составляют текст, заполняют необходимые сведения.

Затем нам предстоит разобраться с действующими лицами дела. Мы собираем сведения от жителей этого имения о главных героях, изучаем мнения очевидцев (эти мнения представлены в виде диалогового текста). структурируем информацию, пытаемся лучше разобраться во взаимоотношениях этих персонажей.

В одном из моментов игры мы потерпим поражение, не сможем помочь жителям Кистеневки удержать своем имение. Но только позже мы узнаем, что главные испытания еще впереди! У нас еще будет возможность познакомиться с главными героями, составить словесные и фотопортреты-фотороботы героев, поработать с информационными, газетными и документальными источниками и поразмышлять об их достоверности. Прочитать личную переписку, разработать план спасения Маши Троекуровой и, конечно же, заполнить отчет!

Конечно, мы не должны забывать о том, что наши занятия имеют общую легенду. Обязательным атрибутом любого занятия будет реквизит: папка для сбора данных о подозреваемых, значки детектива и другой необходимый инвентарь, без которого не может происходить взаимодействие между всеми участниками курса.  

В завершении расследования каждая команда предоставляет отчет о своей деятельности по каждому этапу, обращая внимание на достоинства и недостатки своей работы, ключевые моменты расследования.

Таким образом, в ходе увлекательной нестандартной деятельности ребята с удовольствием изучают произведение А.С. Пушкина «Дубровский», развивают читательскую грамотность, командное взаимодействие, ответственность за общий результат. 

Таким образом, можно сделать вывод, что читательская грамотность является необходимым умением в современном мире. Каждый человек должен уметь получать необходимую информацию используя письменные источники. Это помогает и при профессиональном самоопределении, и при выборе маршрутов путешествий, и при выборе товаров в магазине, и во множестве других жизненных ситуаций.

 

Список литературы:

1. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. – СПб: КАРО, 2013. – 140 с.

2. Харчевникова Е.Л. Метапредметный подход – основа организации продуктивного обучения в школе ступеней. – Владимир: ВИПКРО, 2013. – 98с.

3. Суворина Е. Н. Формирование метапредметных компетенций на основе развития видов речевой деятельности на уроках русского языка и литературы – с. Троицкое: РМК, 2015. – 40 c.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 

Опираясь на имеющиеся у вас знания ответьте на вопросы.

Ответ может состоять из нескольких вариантов.

1.        В какой стороне света находится государство?

1)       Север 2) Юг 3) Запад 4) Восток

2.        В какой части света находится государство?

1)       Австралия 2) Азия 3) Америка 4) Антарктида 5) Африка 6) Европа

3.        Какие климатические особенности в государстве?

4.        Жарко 2) Холодно 3) Умеренно 4) Дождливо (сыро, пасмурно) 5) Ветрено

5.        Есть ли граница с другими государствами?

1)       Да 2) Нет

6.        Мирное ли это государство

7.        Да 2) Нет

8.        Какой национальный костюм по типу

1)       Открытый, а) легкий б) утепленный в) яркий г) серый

2)       Закрытый, а) легкий б) утепленный в) яркий г) серый

9.        Какие продукты в основном используются в национальные кухни

1)       Мясо 2) Морепродукты 3) Злаковые 4) Ягоды и фрукты 5) Бобовые   

10.     Какие достопримечательности государства вы знаете?

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN