Роль нетрадиционных форм уроков как средство формирования универсальных учебных действий у обучающихся
Роль нетрадиционных форм уроков как средство формирования универсальных учебных действий у обучающихся 5-8 классов в образовательной области «Технология»
The role of non-traditional forms of lessons as a means of forming universal educational actions for students in grades 5-8 in the educational field "Technology"
Авторы:
Андриянов Евгений Олегович
ОГБОУ «Лицей № 9 Белгорода», Белгород, Россия.
e-mail: papa_zhenya@mail.ru
Andriyanov Evgeny Olegovich
Lyceum № 9, Belgorod, Russia
e-mail: papa_zhenya@mail.ru
Лесных Елена Владимировна
ОГБОУ «Лицей № 9 Белгорода», Белгород, Россия.
e-mail: lena6794@mail.ru
Lesnykh Elena Vladimirovna
Lyceum № 9, Belgorod, Russia
e-mail: lena6794@mail.ru
Аннотация: Нетрадиционные формы уроков способствуют развитию нестандартного мышления обучающхся, помогают выявлять и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, прогнозируя результаты и возможные последствия разных вариантов решения; оценивать полученные результаты и находить способы совершенствования.
Аннотация: Non-traditional forms of lessons contribute to the development of non-standard thinking of students, help to identify and solve problems, attracting knowledge from different areas for this purpose, predicting the results and possible consequences of different solutions; evaluate the results and find ways to improve.
Ключевые слова: межпредметные связи, интегративный характер, нетрадиционный урок.
Ключевые слова: intersubject relations, integrative nature, non-traditional lesson.
Тематическая рубрика: средняя школа.
Классическая педагогика прошлого утверждала: "Смертельный грех учителя - быть скучным". Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Повышение мотивации деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически не возможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества. Психолого-педагогическая наука накопила немало ценных фактов, использование которых может обогатить содержание и организацию трудового и производственного труда, более полно использовать резерв школьника, обеспечить в трудовом воспитании систему и тем самым повысить его воспитательную ценность.
Считаем, что шаблонность, однообразие, формализм, скука в обучении не способствуют повышению качества знаний и развитию УУД обучающихся. Поэтому, многие учителя ищут разные способы "оживления" урока, привлечения учащихся к активной работе, разнообразию форм объяснения нового материала. Разумеется, ни в коем случае нельзя отказываться от традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Но придать уроку нестандартные, оригинальные формы необходимо для расширения объема предметных знаний, развитию способности устанавливать взаимоотношения с окружающими, для активизации мыслительной деятельности учащихся и повышения их познавательной мотивации, способствующей их дальнейшему самоопределению. Но надо заметить, что в выборе нестандартных уроков нужна мера. Ученики привыкают к необычным способам работы, теряют интерес, качество обучения заметно снижается.
Место нетрадиционных уроков в общей системе должно определяться самим учителем в зависимости от конкретной ситуации, условий содержания материала, индивидуальных особенностей самого учителя и учащихся. Накоплен опыт, написано множество статей и книг как российскими, так и зарубежными педагогами. Это очень помогает учителю в осознании цели и задач, в более рациональном и четком планировании уроков и внеурочной деятельности, поиске новых методов и приемов для организации учебного процесса.
Осмысленному усвоению материала, его закреплению и повторению, развитию зрительной памяти и воображения, учащихся чрезвычайно способствуют не только интегрированные занятия в форме игры, но и проектная деятельность. Здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответа, и новый взгляд на известные факты, явления, пополнение и расширение знаний, установление связей, сходства или различия между отдельными событиями, а главное - конечный результат своего труда, творчества и исследований.
Система знаний по отдельным предметам успешно усваивается не в готовом виде, а формируется в процессе активной самостоятельной умственной деятельности школьника, в результате чего знания становятся достоянием ученика и позволяют ему в определенных условиях осуществлять творческую деятельность.
Считаем, что нетрадиционные формы урока технологии необходимо применять в учебной деятельности, но не слишком часто, так как они могут потерять свою оригинальность, зрелищность, а значит и эффективность. Например, это могут быть итоговые уроки по темам.
Надо отметить, что коммуникационный аспект, в преподавании технологии является одним из главных. В процессе изучения важно привить школьнику вкус к рассуждениям, анализу явлений, поиску объяснений тех или иных процессов.
Учитывая психологические особенности среднего звена, необходимо создать на уроках благоприятную атмосферу сотрудничества для развития навыков совместной деятельности с учителем и сверстниками; способностей работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты. Думаем, что обучение технологии должно проходить на положительном эмоциональном фоне. Учебная деятельность должна быть организована так, чтобы побуждать учеников мыслить, рассуждать. Источниками знаний при организации самостоятельной работы учащихся являются учебники, фотодокументы, статистические данные, справочная и научно-популярная литература, материалы периодической печати, Интернет.
На наш взгляд, самое главное на уроках – создание ситуации успеха, чтобы позволить каждой личности ученика раскрыться полностью.
Для этого необходимо:
1. Снять страх («Это просто», «Это легко», «Не получится – ничего страшного, поработаешь и обязательно справишься»).
2. Оказывать скрытую помощь («Я полагаю, что лучше бы начать с этого», «Мне кажется, что основное здесь…»).
3. Уметь авансировать личность («У тебя все получится»).
4. Использовать прием персональной исключительности («Именно ты…»).
5. Сделать педагогическую оценку результата («Ты это хорошо сделал», «Вот теперь получилось замечательно»).
Различные приемы, методы и формы организации учебной деятельности обеспечивают высокую степень самостоятельности работы учащегося; позволяют развивать личность ученика, более полно реализовывать ее творческие возможности; дают простор интеллектуальной и нравственной свободе, обеспечивают высокий процент качества знаний. Итогом результативного применения данной авторской методики является выполнение творческого проекта.
Таким образом, стратегическим направлением повышения мотивации обучения является не увеличение объема передаваемой информации, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включение в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но и личной и социальной активности.
Формирование положительной мотивации учебно-познавательной деятельности достигается за счет использования приемов современных образовательных технологий, вовлечения учащихся во внеурочную деятельность в различных формах, инноваций в содержании образования.
Об эффективности такого подхода говорят: результаты диагностики УУД, мониторинга качества знаний по предмету, участия учащихся в предметных конкурсах, олимпиадах и выставках творческих работ.