Формирование принципов здорового образа жизни на уроках технологии и во внеурочное время

Дата публикации: 2020-12-07 08:28:02
Статью разместил(а):
Орлова Марина Ивановна

Формирование принципов здорового образа жизни на уроках технологии и во внеурочное время

Formation of healthy lifestyle principles at the Handicraft (Technology) lessons and at the afterschool activities

 

Автор: Орлова Марина Ивановна

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17», г. Губкин, Россия.

E-mail: seny65@rambler.ru

Orlova Marina Ivanovna

Secondary  school  № 17, Gubkin, Russia.

E-mail: seny65@rambler.ru

 

Аннотация: В этой статье автор пишет о том что, состояние здоровья российских школьников сегодня вызывает серьёзную тревогу специалистов. Сегодня педагоги и врачи сходятся во мнении, что здоровье не только медицинская, но и педагогическая категория, поэтому важная роль в формировании здорового образа жизни должна принадлежать школе.

Annotation: In this article, the author writes that experts are seriously concerned about the state of Russian school students’ health. Nowadays teachers and doctors agree that health is not only a medical category but also a teaching one. That’s why  the great role in formation of the healthy lifestyle principles have to belong to schools.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, урок технологии, внеурочное время.

Keywords: healthy lifestyle, technology lesson, extracurricular time.

Тематическая рубрика: Средняя школа.

 

Здоровье человека - тема для разговора достаточно актуальная для всех времён и народов, а в начале XXI веке она становится первостепенной.

Состояние здоровья российских школьников сегодня вызывает серьёзную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками, учившимися двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребёнка общего среднего образования. Дети страдают различными хроническими заболеваниями, нарушением осанки, повышенным давлением, плохим зрением, нарушениями в пищеварительной системе. Согласно исследованиям Института питания РАМН, в настоящее время 80% школьников России испытывают дефицит       витаминов и минеральных веществ, а 15% страдают от ожирения. У 10-15% детей снижение массы тела и снижен рост, что свидетельствует об остром или даже хроническом недоедании (1).

Наряду с этим большой ресурс для формирования у школьников здорового образа жизни заложен в программе «Кулинария», который изучается в предмете «Технология». При изучении этого курса ученики знакомятся с такими важными вопросами, как санитария и гигиен, физиология питания, с составом, биологической ценностью, способами определения качества продуктов, технологией первичной и тепловой обработки продуктов, с рецептами различных блюд и т.д.

Исследования, проведённые во многих странах мира, показали, что отсутствие специальных программ, методик и средств для обучения детей здоровьесбережению наряду с настойчивой рекламой быстрого питания, чипсов, сухариков, газированных напитков ведёт к формированию у детей вредных для здоровья привычек бессистемного и бесконтрольного питания, которое зачастую приводит к нарушению обменных процессов в организме. Обмен веществ лежит в основе жизнедеятельности человека и находится в прямой зависимости от характера питания. Питание является одним из основных проблем человеческой культуры. Количество, качество, ассортимент потребляемых пищевых продуктов, своевременность и регулярность приёма пищи решающим образом влияет на человеческую жизнь во всех её проявлениях. Правильное питание – важней фактор здоровья, оно положительно сказывается на работоспособности человека и его жизнедеятельности и в значительной мере определяет длительность жизни, задерживая наступление старости.

Сегодня педагоги и врачи сходятся во мнении, что здоровье не только медицинская, но и педагогическая категория, поэтому важная роль в формировании здорового образа жизни должна принадлежать школе. Именно у неё имеется для этого немало возможностей, которые в настоящее время реализуются. Сегодня в современной школе при поддержке правительства России реализуется проект «Горячее питание». Ежедневно дети получают бесплатный горячий молочный завтрак, в меню которого входят молочные каши, горячие напитки, мёд, молоко, фрукты.

Многие десятилетия школа была ориентирована на формирование у учащихся общенаучных знаний. Вопросы физического развития, сохранения и укрепления здоровья рассматриваются лишь на уроках физкультуры. Наряду с этим большой ресурс для формирования у школьников здорового образа жизни заложен в программе «Кулинария», который изучается в предмете «Технология».

При изучении этого курса ученики знакомятся с такими важными вопросами, как санитария и гигиен, физиология питания, с составом, биологической ценностью, способами определения качества продуктов, технологией первичной и тепловой обработки продуктов, с рецептами различных блюд и т.д. Но если речь заходит о проблеме здоровья детей, то необходимо в курсе кулинарии уделять больше внимания вопросам состава и качества пищевых продуктов, в том числе и генно - модифицированных.

Учитель технологии учит школьников правильно подбирать продукты питания, блюда, определять их доброкачественность различными методами, а также рационально употреблять их по количеству, времени и составу. Часто бывает, что одни и те же продукты могут быть полезны и необходимы одному человеку и противопоказаны другому. Например, дети более подвижные, энергичные должны употреблять в пищу мясные супы и вторые блюда, а детям спокойным и усидчивым необходимо избегать переедание, приводящего к ожирению. Важно помнить, что режим и правильная организация питания залог здоровья.

Современная пищевая промышленность, используя новейшие технологии выпускает большое изобилие продуктов питания. К сожалению, изменения в социально экономической сфере привели к ослаблению системы государственного контроля за их качеством. Поэтому, при изучении раздела «Кулинария» я акцентирую внимание учеников на состав продуктов и их доброкачественность. Проводя первое занятие в 5 классах   при изучении темы «Основы рационального питания» я показываю ученикам презентацию «Что мама принесла из магазина». Вместе с ребятами мы выясняем состав продуктов питания, полезные и опасные пищевые добавки, их влияние на жизнедеятельность человека. В своей работе со школьниками отрабатываю познавательные задания, которые помогают составить свой суточный рацион потребления калорийной пищи. Например: суточная энергетическая потребность детей (возраст 11-13 лет) энергия мальчиков – 27000 ккал; девочек – 24500 ккал (2). Задание: составить таблицу ежедневного потребления популярной среди подростков еды – сухарики, чипсы, газированная вода, орешки и т.д. Используя информацию об энергетической ценности на упаковках проанализировать полученный результат.

Определение качества пищевых продуктов проводят не только в специальных лабораториях, но и на уроках «Кулинарии», используя доступные средства, можно выполнить некоторые исследования. Например:

1) для определения содержания крахмала в колбасных изделиях можно использовать раствор йода или люголя (синий цвет указывает на наличие содержания большого количества крахмала);

2) для определения примеси соды в молоке – индикатором является фенол-фталиин (изменение цвета с бесцветного на малиновый);

3) для определения свежести рыбы индикаторной бумагой «лакмусовая красная» и «лакмусовая синяя».

Очень важно при формирования навыков здорового образа жизни обратить внимание школьников на пользу употребления овощей и фруктов. Проблема присутствия нитратов в этих продуктах волнует каждого человека. Всем известно, что их присутствие приносит непоправимый вред здоровью, содержание нитратов препятствует доступу кислорода в наш организм, ухудшает обмен веществ, вызывает пищевые отравления. При изучении тем «Технология приготовления пищи», «Заготовка продуктов» школьников необходимо обучить навыкам использования простых приёмов снижения содержания вредных веществ. Например, при мытье овощей количество нитратов снижается на 10-15%, при варке – 40-70%, а для картофеля на 80%. При первичной обработке овощей необходимо удалять вершки и корешки, тщательно очищать кожицу, где содержится наибольшее количество вредных веществ. Зелёные листовые культуры – самые активные накопители нитратов. В капусте они содержаться в верхних листах, кочерыжке, поэтому их необходимо удалять (3).

Не стоит увлекаться внесезонными тепличными овощами, они могут вызвать серьёзные отравления. Перед их употреблением зелёные овощи необходимо поместить на солнечный или искусственный свет на 1-2 час. В листьях этих растений содержаться ферменты, которые активируются светом и быстро восстанавливают нитрат-ион до аминокислот и белков. Важно помнить, что естественным противоядием химикатов является аскорбиновая кислота (витамин С).

Очень важно при формировании у школьников культуры питания обратить внимание на использование моющих средств. Состав химических веществ, которые эффективно и быстро разрушают микробы, жир на посуде. Однако необходимо знать, что их частичные остатки, попадая в пищу, приносят непоправимый вред нашему организму; в тоже время плохо вымытая посуда может вызвать кишечные отравления. Провести оценку качества вымытой посуды так же можно при помощи доступных средств – раствора фенол-фталиин (изменение цвета с бесцветного в малиновый).

Безусловно, количество отводимых часов на изучение курса «Кулинария» ограниченно, поэтому работу в этом направлении продолжаю во внеурочное время занимаясь со школьниками в секции «Элегант» научного сообщества учеников «Школа исследователей». Результатом исследовательской работы учеников  является проект «Определение содержание аскорбиновой кислоты в зелёных культурах». Этот проект занял III место на научно-практической конференции школьников.

 

Список литература:

1. Кожинина О.А., Филимонова Е.Н. Формирование культуры здоровья школьников на уроках кулинарии. Школа и производство №3 2008, с.14.

2. Королёв А.А. Гигиена питания: Учеб. для студ.  – М.; Издательский дом «Академия», 2004

3. Пичугина Г.В. Нитраты в нашей пище. Школа и производство, 2008, №4, с. 18-19.