Развитие многостороннего партнерства как условие трансляции новых форм, методик, технологий обучения
Развитие многостороннего партнерства как условие трансляции новых форм, методик, технологий обучения
The development of multilateral partnership as a condition for the sharing of new forms, methods and technologies of training
Авторы:
Ивченко Татьяна Павловна, к.п.н.
БПОУ Омской области «Торгово-экономический колледж им. Г.Д. Зуйковой», г. Омск, Россия.
e-mail: tradeconomy@mail.ru
Ivchenko Tatiana, candidate of pedagogical Sciences
Trade-economic college named after G.D. Zuykova, Omsk, Russia.
e-mail: tradeconomy@mail.ru
Юрьева Елена Георгиевна, к.п.н.
БПОУ Омской области «Торгово-экономический колледж им. Г.Д. Зуйковой», г. Омск, Россия.
e-mail: elena_iorieva@mail.ru
Yurieva Elena, candidate of pedagogical Sciences
Trade-economic college named after G.D. Zuykova, Omsk, Russia.
e-mail: elena_iorieva@mail.ru
Аннотация: В статье описан комплекс целенаправленных мероприятий, осуществляемых педагогическим коллективом колледжа совместно с работодателями по реализации практико-ориентированной подготовки высококвалифицированных кадров для Омского региона и последующего трудоустройства выпускников. Статья адресована руководителям и педагогическим работникам профессиональных образовательных организаций.
Abstract: The article describes a set of targeted activities carried out by the teaching staff of the College together with employers to implement practice-oriented training of highly qualified personnel for the Omsk region and subsequent employment of graduates. The article is addressed to managers and teachers of professional educational organizations.
Ключевые слова: практико-ориентированная подготовка обучающихся, цифровая образовательная среда, индивидуальные образовательные траектории, дуальное обучение.
Keywords: practice-oriented training of students, digital educational environment, individual educational trajectories, dual training.
Тематическая рубрика: Среднее образование, СПО.
Сегодня производство нуждается в самостоятельных, творческих специалистах, инициативных, предприимчивых, способных приносить прибыль, предлагать и разрабатывать идеи, находить нетрадиционные решения и реализовывать экономически выгодные проекты. Этому способствует модернизация профессионального образования и полный учет требований работодателей к будущему специалисту.
Методологическим аспектом удовлетворения этой потребности производства и приобщения будущих специалистов к процессу социального преобразования общества является профессиональная практико-ориентированная подготовка обучающихся.
Практико-ориентированная подготовка в колледже интегрирует в себе теоретические знания и оптимальное сочетание гибкости, индивидуальности образовательных траекторий, профессионально-ориентированных технологий, форм и методов обучения (в том числе дуального), обеспечивает формирование у обучающихся общих и профессиональных компетенций, профессиональной мобильности, способности к профессиональному саморазвитию, а также способности решать производственные задачи, задачи сферы малого бизнеса и самозанятости. Тесная связь с работодателями способствует укреплению отношений с предприятиями, а также дает дополнительные возможности колледжу: увеличивается доступ к информации о рынке труда (кого и сколько надо готовить); обеспечивается учет требований работодателей к содержанию подготовки специалистов; упрощается процедура корректировки старых и разработки новых учебных материалов и программ, отвечающих требованиям работодателей; открываются более широкие возможности для организации практической подготовки студентов; расширяются возможности трудоустройства выпускников колледжа.
Для реализации практико-ориентированной подготовки высококвалифицированных кадров для Омского региона и последующего трудоустройства выпускников в колледже совместно с работодателями осуществляется следующее:
1. Координация и взаимодействие между профессиональными образовательными организациями региона, предприятиями реального сектора экономики – социальными партнёрами; региональными органами исполнительной власти, в том числе министерствами и ведомствами региона.
2. Создаются условия партнёрства в совместной, сквозной реализации образовательных программ с предприятиями реального сектора экономики. Ярким примером является взаимодействие с ООО «Сатори Партнер», ООО «Комплекс «Дворец Молодежи», фирмой 1С, ООО «Лента», ООО «Центр сертификации и экспертизы «Омск-тест» и др.
3. Сфера профессионального образования быстро реагирует на потребности работодателей, внедряет самые современные информационные, педагогические и профессиональные технологии. По этой причине происходит трансформация существующих образовательных информационных технологий, имеющихся в колледже, в цифровую образовательную среду (ЦОС), предназначенную для обеспечения различных задач образовательного процесса, в которую вовлечены все ее участники: администрация колледжа, педагогические работники, обучающиеся, их родители, социальные партнёры.
ЦОС колледжа предусматривает наличие следующих компонентов:
— на сегодня – это образовательный портал;
— назавтра – это цифровой портал, позволяющий реагировать на сформированные запросы, стать хранителем информации, интерактивной площадкой, объединить портфолио студентов с запросами работодателей;
— на будущее – система электронного документооборота.
Без социального партнёрства такие задачи не решить.
4. Используются гибкие модульные образовательные программы, поддержка индивидуальных образовательных траекторий.
В связи с этим неоценимую роль играет движение WorldSkills, которое набирает все большую силу в нашем регионе. Сегодня у колледжа оборудовано 2 площадки: «Предпринимательство», «IT-решения для бизнеса на платформе 1С: Предприятие 8». Колледж принимает участие в компетенциях «Поварское дело», «Веб-дизайн и разработка», «Программные решения для бизнеса». Это классический пример персонального пути реализации личностного потенциала отдельного обучающегося.
И как результат совместной работы в прошлом году студент нашего колледжа (на сегодняшний день уже выпускник) Анискин Антон принял активное участие в чемпионате WorldSkills по компетенции «ИТ решения для бизнеса на платформе 1С: Предприятие 8». Занял первое место в III Региональном чемпионате, прошел отборочные соревнования и принял участие в финале национального чемпионата WorldSkills по этой компетенции.
В подготовке участника национального финала активное участие приняли представители работодателей. Программисты социальных партнеров занимались с участниками чемпионатов, решали реальные профессиональные задачи. В ноябре 2019 года на IV открытом региональном чемпионате WorldSkills студент колледжа занял 1 место по компетенции «ИТ решения для бизнеса на платформе 1С: Предприятие 8» и в сентябре 2020 года принял участие в финале VIII Национального чемпионата. Он трудоустроен в ООО «Сатори Партнер», на базе которой проходил подготовку к Национальному чемпионату с наставниками от предприятия.
Индивидуальная работа с обучающимися также выражается при подготовке к участию их в профессиональных олимпиадах, научно-практических конференциях, соревнованиях, конкурсах, фестивалях, где как педагог, так и работодатель выступают в новых для себя ролях консультанта, модератора, фасилитатора, наставника. Так, студент IV курса принял участие в международном конкурсе предпринимательских проектов «Вектор развития: Мой StartUp» в номинации «Лучший проект в сфере услуг» – Диплом 1 место (2020 год), во всероссийском конкурсе «стартапов» на английском языке – лауреат в номинации «Эрудиция» (2020 год).
5. В рамках реализации дуального обучения организовываются учебно-производственные площадки на предприятиях, организациях реального сектора экономики (далее – УПП). Целью создания УПП является улучшение качества подготовки квалифицированных специалистов, формирование у студентов общих и профессиональных компетенций по специальностям колледжа, получение опыта и совершенствование навыков организаторской работы в трудовом коллективе. УПП направлена на формирование механизма взаимодействия между рынком труда, системой образования и работодателями, подготовка и переподготовка высококвалифицированных кадров, в том числе создание условий для стажировки преподавателей колледжа. Площадка позволяет создавать индивидуальные траектории обучения, включающие онлайн-курсы и ориентированные на формирование уникального профиля компетенций, соответствующего текущей или будущей профессиональной деятельности обучающегося, в том числе позиции в команде, реализующей высокотехнологичный проект.
Со своей стороны, работодатель принимает активное участие в согласовании программ профессиональных модулей, тематике курсовых проектов и выпускных квалификационных работ, в комиссиях при проведении квалификационных экзаменов, при проведении государственной итоговой аттестации обучающихся в формах выпускной квалификационной работы и демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills в качестве экспертов. Для эффективной организации учебного процесса на базе предприятия работодатель закрепляет за обучающимися наставника или ответственное лицо из числа квалифицированных сотрудников, курирующих данное направление деятельности. Такая совместная работа колледжа с предприятиями, организациями способствует конкурентоспособности выпускника колледжа в процессе трудоустройства.
6. Создаются условия для развития студентов с точки зрения их занятости и самозанятости: получение дополнительных квалификаций, обучение навыкам предпринимательства, подготовка в области эффективного поведения на рынке труда, формирование деловых и личностных качеств, необходимых специалисту и т.д.
7. В колледже функционирует Центр содействия трудоустройству выпускников, который занимается организацией комплексной консультационной работы для выпускников по вопросам трудоустройства, самоопределения на рынке труда, развития трудовой карьеры; осуществлением взаимодействия с представителями предприятий реального сектора экономики; осуществление различных видов мониторинга по вопросам трудоустройства и работы выпускников колледжа с целью диагностики, определения профессионального развития личности, карьерного роста, отношения к труду и себе.
8. Социальное партнёрство для Торгово-экономического колледжа становится естественной формой существования, только в тесном контакте с работодателями наш колледж выполняет свое главное предназначение − давать качественную профессиональную подготовку по специальностям, востребованным на рынке труда.
Итак, эффективность многостороннего партнерства в колледже обеспечивается осуществлением комплекса мероприятий:
- использование передовой материально-технической базы социальных партнёров для повышения качества профессиональной подготовки выпускника;
- углубление взаимосвязи учебного и производственного процессов в создании единого образовательного пространства социального партнёрства;
- совместное использование единого ресурсного обеспечения (кадрового, информационного, материально-технического, финансового);
- использование профессионального опыта специалистов-практиков, через включение их в образовательный процесс;
- проведение совместных акций наших партнёров в имиджевых кампаниях и профориентационной работе;
- открытие курсов для школьников в рамках участия в чемпионате WorldSkills Junior;
- открытие специализированных центров компетенций и прочее.
В заключение нужно сказать, что успех в трудоустройстве выпускников обусловлен системной слаженной работой педагогического коллектива колледжа, которая представляет собой комплекс целенаправленных воспитательно-образовательных мероприятий, включающий содержание и технологии помощи студентам в освоении нового социального статуса в процессе трудоустройства – статуса специалиста.