Педагогическое сопровождение студентов
Педагогическое сопровождение студентов
Pedagogical support of students
Автор: Жигулин Андрей Алексеевич
кандидат психологических наук, доцент, Воронежский филиал ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова», г. Воронеж, Россия.
e-mail: zhigulin1980@yandex.ru
Zhigulin Andrey Alekseevich
candidate of psychological Sciences, associate Professor, Voronezh branch of «Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping», Voronezh, Russia.
e-mail: zhigulin1980@yandex.ru
Аннотация: В статье рассматриваются основы педагогического сопровождения профессионального самоопределения студентов как процесс личностного выбора, отражающего осознанный поиск себя как профессионала и способствующего развитию способности карьерного проектирования.
Abstract: The article discusses the basics of pedagogical support for professional self-determination of students as a process of personal choice, reflecting a conscious search for oneself as a professional and contributing to the development of the ability of career design.
Ключевые слова: педагогика, образование, сопровождение, студент, ВУЗ.
Keywords: pedagogy, education, support, student, university.
Тематическая рубрика: Высшая школа.
Процесс педагогического сопровождения должен осуществляться в соответствии с функциональной многоуровневой моделью, разработанной и реализованной в содержании блоков данной модели, что обеспечит развитие навыков карьерного проектирования студентов на основе особенностей профессионального самоопределения каждого уровня высшего образования, это станет эффективной поддержкой в реализации осознанного выбора направления обучения, направленности будущей деятельности и научных интересов [1].
Должны быть реализованы педагогические условия, способствующие:
– формированию у абитуриентов и студентов мотивации к развитию профессионального самоопределения;
– использованию в педагогическом сопровождении активных и интерактивных образовательных технологий, направленных на стимулирование профессионального самоопределения студентов и развитие профессионально важных качеств;
– подготовке преподавательского состава к работе по сопровождению профессионального самоопределения студентов ВУЗов, включающей освоение преподавателями приемов организации профориентации студентов в ходе профессиональной подготовки, изучение динамики профессий, требующих инженерных знаний, и их востребованности на современном рынке труда, ознакомление с особенностями профессионального самоопределения студентов [2].
Профессиональное самоопределение студентов в период профессиональной подготовки в ВУЗе - это процесс личностного выбора, отражающего осознанный поиск себя как профессионала и способствующего развитию способности карьерного проектирования.
Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения студентов - это специально организованный и личностно ориентированный процесс помощи им, направленный на решение задач их профессионального роста и социализации на основе поддержки развития способности карьерного проектирования.
Выделяют четыре рекурсии профессионального самоопределения: на уровне поступления в технический ВУЗ, обучения в бакалавриате, обучение в магистратуре и аспирантуре, представляющие собой последовательно повторяющиеся группы действий (ознакомление, анализ, принятие и реализация решения), что позволило процесс профессионального самоопределения охарактеризовать как итеративный, т.е. имеющий тенденцию накопления знаний, опыта и умений в реализации осознанного выбора с целью карьерного проектирования.
Выделяют когнитивные, рефлексивные и результативные задачи педагогического сопровождения рекурсий профессионального самоопределения в соответствии с целями обучения на каждом уровне высшего образования: получение субъектами педагогического сопровождения знаний о вариативности профессий, субъективном личностном ресурсе, специфике будущей профессиональной деятельности и необходимых для нее профессионально важных качествах личности; развитие профессионально важных качеств личности и профессионального самосознания студентов; формирование навыков карьерного проектирования и др.
Создание педагогических условий при реализация многоуровневой модели педагогического сопровождения профессионального самоопределения студентов стимулирует процесс профессионального самоопределения, способствует развитию профессионально важных качеств профессионала и повышает уровень профессионального самоопределения студентов.
Список литературы:
1. Сергеева С.В. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащейся молодёжи вузе // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 4. – С. 57.
2. Иванова Е.Е. Организация психологического сопровождения развития профессионального самосознания студентов / Е.Е. Иванова // Научные труды Московского гуманитарного университета. – 2017. – №4. – С. 41.