Актуальные проблемы развития творческого потенциала будущих дизайнеров

Дата публикации: 2020-10-10 19:56:33
Статью разместил(а):
Гладышева Анастасия Геннадьевна

Актуальные проблемы развития творческого потенциала будущих дизайнеров в системе профессионального образования

Current problems of developing the creative potential of future designers in the system of professional education

 

Автор: Гладышева Анастасия Геннадьевна

ГАПОУ «ОГК», Оренбург, Россия

e-mail: Anastasia.a@bk.ru

Gladysheva Anastasiya Gennadevna

GAPO «OGK», Orenburg, Russia

e-mail: Anastasia.a@bk.ru

 

Аннотация: В этой статье автор пишет о том, что развитие творческого потенциала будущих дизайнеров в профессиональном образовании базируется на личностно ориентированном, деятельностном и средовом подходах согласно приоритетным направлениям науки и практики, тем самым обозначая вопросы развития творческого потенциала будущих дизайнеров в системе профессионального образования.

Annotation: In this article, the author writes that the development of creativity of future designers in professional education is based on personality-oriented, activity and environmental approaches according to priority directions of science and practice, thereby indicating the development of creative potential of future designers in professional education.

Ключевые слова: Творческий потенциал, дизайнер, личностно ориентированный подход, деятельностный подход, средовой подход

Keywords: Creative potential, designer, personality-oriented approach, activity-based approach, environment-based approach.

Тематическая рубрика: Общепедагогические темы.

 

Дизайнерская деятельность является одним из основных видов общественного развития. Учреждая изменения эстетического и эргономичного восприятия вещей, дизайнеры создают инновации в культуре, расширяют и удовлетворяют стремление людей к новым впечатлениям, утверждают новые ценности.

Изменение окружающей среды в соответствии с предпочтениями людей как культурное явление существовало всегда. Но только в ХХ веке постепенно сформировалось в особую профессию. По словам Тимоти Самары, профессия дизайнера является совмещенной, но не тождественной с профессиями в таких отраслях, как реклама, архитектура и изобразительное искусство. Творческая личность нуждается в специальной профессиональной подготовке с учетом ее художественной направленности.

Системный подход в обучении будущих дизайнеров берет начало еще с Bauhaus – учебного заведения, существовавшего в Германии с 1919 по 1933 год. Но на современном уровне дизайнерское художественное образование начало активно развиваться с 60-х годов ХХ века. Сформировались два главных подхода к структуре и содержанию учебных дисциплин: британская (европейская) и северо-американская. Европейская школа основное внимание уделяет развитию студийных умений и навыков, в том числе в мастерских практикующих дизайнеров и художников. Теоретические и исторические аспекты дизайна рассматриваются сравнительно меньшими курсами.

Северо-американская школа концентрирует внимание на изучении искусствоведения и гуманитарных аспектов изобразительного искусства. Базовые практические знания, умения и навыки будущих дизайнеров формируют в зависимости от выбранной студентом специализации.

Американская школа обучения дизайну имеет прочную основу в развитом, широком современном изобразительном искусстве, которое сегодня доминирует и задает тренды во всем мире. Поэтому особое внимание в обучении будущих дизайнеров уделяется развитию художественных творческих способностей на базе достижений в современном изобразительном искусстве.

Норман Поттер выделяет три сферы дизайна – дизайн промышленных изделий, дизайн среды и дизайн коммуникаций (изображений). В зависимости от сферы будущей деятельности дизайнер стремится развить конкретные умения, связанные с изобразительным искусством. Например, дизайн коммуникаций (графический, иллюстративный, мультимедийный, фотографический, дизайн журналов моды, дизайн рекламы) требует формирования умения компоновать и транслировать информацию в двумерном пространстве. Поэтому будущий дизайнер должен обладать умением графического представления информации с помощью линии, формы, цвета, текстуры, пространства.

Процесс обучения будущих дизайнеров должен включать освоение дисциплин, которые формируют структуру общих художественных способностей. К таким дисциплинам относятся, например, рисунок, композиция, цветоведение, живопись, начертательная геометрия. Проявление фантазии, креативности в процессе обучения будущих дизайнеров способствует развитию творческой составляющей художественных способностей. При разработке заданий учитывается, что осуществляется подготовка именно дизайнеров, а не, например, архитекторов или художников.

Дизайнеры, обучающиеся в условиях образовательной организации среднего профессионального образования, порой не в полной мере охвачены творческо-преобразовательной деятельностью, поскольку система подготовки все еще находится в области стереотипов (пропагандируются стереотипы архитектурных решений, сложившиеся в годы командно-административного регулирования российской экономики; доминируют традиционные репродуктивные технологии обучения в рамках рутинизации, унифицированности и однонаправленности процесса освоения готовых знаний; недооценивается применение интерактивных форм обучения в рамках выполнения проектно-исследовательских разработок средового проектирования; не инициируются новаторские идеи в проектном процессе; недостаточно полно используются знания междисциплинарных областей при технологической разработке проектов и другое). Возможности профессионального образования, их общественная значимость в контексте развития творческих способностей будущих дизайнеров явно недооценены и недостаточно исследованы.

Обозначенные проблемы и обусловили необходимость изучения путей развития творческого потенциала будущих дизайнеров в профессиональном образовании в совокупности структурных элементов (целевого, содержательного, результативного), отражающих определенную последовательность содержательных направлений (художественное познание, профессионально-творческое общение, дизайн-творчество), позволяющих прогнозировать эффективность достижения проектируемой цели на основе использования возможностей профессионального образования с позиций приоритетных направлений науки и практики (обучение посредством действия, исследовательская составляющая в обучении, активное вовлечение субъектов образования в создание инноваций). 

Основными структурными элементами системы развития творческого потенциала будущих дизайнеров в профессиональном образовании являются:

- целевой (многообразие целей и задач, задающих направленность и новый ракурс подготовки будущих дизайнеров);

- содержательный (содержательные характеристики организации исследуемого процесса, определяющие реализацию различного сочетания заданных форм, методов, средств творческого взаимодействия субъектов образования);

- результативный (предполагаемые и ожидаемые результаты, ориентированные на высокий уровень развития творческого потенциала будущих дизайнеров).

Оптимальное формирование творческих способностей будущих дизайнеров основано на актуализации способностей личности (поисковых, аналитических, преобразовательных, художественных) в рамках активного познания и освоения будущей профессиональной деятельности, на овладении студентом знаниями о мировых и отечественных дизайнерах, дизайн-проектах, арт-объектах, обусловлено представлениями об истории дизайна в контексте нацеленности на их творческое использование в своей практике для создания и продвижения оригинального дизайн-продукта и собственного авторского замысла. Может быть достигнуто за счет актуализации возможностей профессионального образования в развитии творческого потенциала будущих архитекторов (социальная, культурно-предметная и антропологическая открытость; фундаментальность; креативность; перспективность; целенаправленность; непрерывность; практикоориентированность; культуроцентричность).

Реализация системы развития творческих способностей будущих дизайнеров в профессиональном образовании задается целостностью, непрерывностью, взаимопроникновением и взаимозависимостью ее структурных элементов, обеспечивая оптимальность перехода исследуемого феномена на более высокий уровень. Для обеспечения успешной реализации системы определены педагогические условия, определяющие результативность развития творческих способностей будущих дизайнеров в профессиональном образовании: формирование творческого отношения обучающихся к будущей профессиональной деятельности, определяющее целенаправленное овладение структурными составляющими проектной деятельности; использование в образовательном процессе методов и форм дизайн-творчества, способствующих актуализации творческих способностей обучающихся, накоплению знаний в области проектной деятельности; включение будущих дизайнеров в проектную деятельность, способствующее накоплению опыта творческой самореализации в разнообразных сферах дизайна.

Результативный компонент включает характеристику динамики развития творческих способностей будущих дизайнеров в профессиональном образовании по следующим критериям:

1) когнитивному (представления о сущности творческого потенциала, об архитектурном творчестве; знание методов, требований и норм архитектурного проектирования, основ композиции; художественные, поисковые, аналитические, преобразовательные способности);

2) мотивационному (творческое отношение к дизайн-проектированию, устремленность к созданию нового продукта дизайна);

3) деятельностному (творческая активность, творческая самостоятельность).

Развитие творческих способностей будущих дизайнеров в профессиональном образовании базируется на личностно ориентированном, деятельностном и средовом подходах, отражает целевой, содержательный, результативный структурные элементы согласно приоритетным направлениям науки и практики (обучение посредством действия, исследовательская составляющая в обучении, активное вовлечение субъектов образования в создание инноваций); задается содержанием направлений (дизайн-познание, профессионально-творческое общение, декоративное творчество), принципов (индивидуальной комфортности, творческой самореализации, социального сотрудничества, экологии творчества), этапов (репродуктивно-нормативный, нормативно-творческий, инвентивно-творческий), педагогических условий ее реализации (формирование творческого отношения обучающихся к будущей профессиональной деятельности, использование в образовательном процессе методов и форм дизайн-творчества, включение будущих дизайнеров в проектную деятельность); способствует достижению проектируемого результата, выражаемого в высоком уровне творческого потенциала будущих дизайнеров.

 

Список литературы:

1. Волков И.П. Учим творчеству. Педагогический поиск / И.П. Волков. ¾ М.: Педагогика, 1989. 96 с.

2. Гильман Р.А. Творческое развитие личности в художественно-педагогической деятельности: монография / Р.А. Гильман. — Магнитогорск: МаГУ, 2000. 291 с. 

3. Давыдова И.В. Развитие творческого потенциала студентов педвуза в процессе их совместной учебной деятельности: автореф. дис. кан. пед. наук / И.В. Давыдова. Тобольск, 2009.

4. Субетто А.И. Опережающее развитие человека, качества общественных педагогических систем и качества общественного интеллекта – социалистический императив / А.И. Субетто. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1990.

5. Тигров, В.П. Развитие творческого потенциала личности учащегося в технологическом образовании: автореф. дис. д-ра пед. наук / В. П. Тигров. Тамбов, 2008.