Информационно-коммуникационные технологии в работе педагога
Информационно-коммуникационные технологии в работе педагога
Information and communication technologies in the work of a teacher
Автор: Самарина Ольга Павловна
г. Чебоксары, Россия
e-mail: olga07081980@mail.ru
Samarina Olga Pavlovna
Cheboksary, Russia
e-mail: olga07081980@mail.ru
Аннотация: В статье рассказывается про информационно-коммуникационные технологии и способы их применения педагогами в учебно-воспитательном процессе, рассматриваются компьютерные приложения в помощь педагогу.
Abstract: The article tells about information and communication technologies and ways of their use by teachers in the educational process, considers computer applications in aid of the teacher.
Ключевые слова: электронный учебник, электронные лектории, дистанционное обучение.
Keywords: electronic textbook, electronic lectures, distance learning.
Тематическая рубрка: Общая педагогика.
Что такое информационно-коммуникационные технологии?
Информатика и информационно-коммуникационные технологии занимают особое положение в современном мире. Навыки владения компьютером, использование информационных и коммуникационных технологий в повседневной работе, умение использовать возможности сети Интернет - такова реальность сегодняшнего дня.
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ) – это:
- Совокупность методов и программно-технических средств, объединённых в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение и отображение информации с целью снижения трудоёмкости её использования, а также для повышения её надёжности и оперативности;
- Процесс подготовки и передачи информации учащемуся, средством осуществления которых является компьютер.
Термины:
Мультимедиа (multimedia) - это современная компьютерная информационная технология, позволяющая объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию (мультипликацию). Мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонент обучаемого.
Электронный учебник – это автоматизированная обучающая система, включающая в себя дидактическое, методическое обеспечение, информационно-справочные материалы для использования их в процессе самостоятельного изучения учебного материала по соответствующей дисциплине.
Электронные лектории являются разновидностью электронных учебников, они применяются в процессе обучения при чтении лекций, объяснения теоретического материала.
Дистанционное обучение - взаимодействие учителя и учащихся и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты и реализуемые специфичными средствами интернет-технологий, базирующийся на использовании сетей телекоммуникации в интерактивном режиме.
Видеоконференция – встреча, методическое заседание или разговор между людьми, находящимися в разных местах и использующих видео-технологию как основной канал связи. При этом предоставляется двусторонний звук и одно- или двустороннее видео. Термин видеоконференция иногда означает конференции с использованием сжатого видео, конференции по наземным линиям коммуникаций, а также спутниковые конференции.
Web-сайт (портал) – группа документов, взаимосвязанных гиперссылками и размещенных в сети Интернет.
Мультимедийная презентация – слайд-шоу с использованием современных мультимедийных средств.
Способы применения ИКТ педагогами в образовательном процессе:
· ИКТ в работе с родителями.
· ИКТ в работе с дошкольниками (игровые технологии).
· Мультимедийное сопровождение образовательного процесса. Использование электронных учебников, лекториев, видеофильмов.
· Электронные системы тестирования знаний.
· Подготовка рабочей документации, методического и информационного материала.
· Подготовка к аттестации. Создание электронного портфолио педагога.
· Создание электронного УМК (учебно-методический комплекс).
· Презентация достижений учащихся: электронное портфолио учащегося.
· Электронный банк данных учащихся, электронный журнал.
· Методический электронный банк материалов для занятий.
· Создание электронной медиатеки.
· Проведение Web-семинаров (вебинаров), дистанционное обучение.
· Получение новой информации через сеть Интернет, обмен опытом. Участие в форумах, конкурсах, конференциях проводимых в сети.
· Создание персонального сайта педагога, веб-странички.
· Использование новых технологий в обучении с применением ИКТ (проектный метод, модульная технология, дистанционное обучение, компьютерная технология, кейс технология и д.р.).
· Применение новых технических средств в обучении (интерактивная доска, мультимедийный проектор, нетбуки).
Положительные стороны внедрения ИКТ в деятельность педагога:
- Расширенный доступ к научно-методической базе.
- Использование в своей работе накопленного и апробированного педагогического опыта других педагогов.
- Возможность самообразования.
- Систематизация своего педагогического опыта и т.д.
Что дает использование ИКТ в образовательном процессе учащимся:
- Повышается интерес к учебному материалу и процессу его получения и усвоения, возрастает мотивация учебной и воспитательной деятельности.
- Осуществляется дифференцированный подход.
- Увеличивается объем информации переданный и усвоенный за одну единицу времени.
- Облегчается процесс контроля и оценки знаний.
- Развиваются привычки учебной и воспитательной деятельности (планирование, рефлексия, самоконтроль, взаимоконтроль).
- Изучения компьютерных программ, применение этих знаний в жизненной практике.
- Развитие творчества, самовыражения.
Кстати, по данным ЮНЕСКО,
- когда человек слушает, он запоминает 15% речевой информации,
- когда смотрит — 25% видимой информации,
- когда видит и слушает — 65% получаемой информации.
Проблемы при использовании ИКТ педагогами:
· педагоги испытывают затруднения в использовании компьютерной техники в воспитательно-образовательном процессе вследствие того, что имеют разный уровень информационно-компьютерной компетентности,
· недостаточная техническая оснащенность образовательного учреждения.
Компьютерные приложения в помощь педагогу.
ИКТ компетентность современного педагога:
· Работа с текстовым редактором (например, Microsoft Office Word)
· Работа с табличным редактором (например, Microsoft Office Excel)
· Работа в среде создания презентаций (например, Microsoft Office PowerPoint)
· Работа в среде создания публикаций (например, Microsoft Office Publisher)
· Графический редактор рисунков и фотографий.
· Сеть Интернет (работа с почтой, поиск информации и т.д.)
· Работа с аудио и видео файлами.
· Работа с техническими средствами обучения (сканер, принтер, проектор, интерактивная доска и др.).
Что можно создать с помощью компьютерных приложений:
Использование текстового редактора:
• Создание рабочей документации (планы, отчеты, программы).
• Подготовка раздаточного материала к уроку (бланки анкет, карточки заданий, тесты, схемы), методического материала, дидактического материала (лекционный материал в электронном виде).
Использование электронной таблицы:
• Построение диаграмм и графиков, статистические расчеты.
• Создание базы данных учащихся.
• Создание электронного журнала.
Использование среды создания презентаций:
· Разработка мультимедийных презентаций к занятиям, собраниям, выступлениям.
· Создание мультимедийных лекций, электронных учебников.
· Презентация проектов учащихся.
Среда Office Publisher позволяет создавать:
· Электронные учебники (лекции).
· Веб-сайты.
· Буклеты, публикации, открытки, визитки, календари и др.
· Информационные стенды для родителей.
· Электронные газеты.
· Плакат группы.
Графический редактор:
· Обработка цифровых фотографий.
· Создание коллажей.
· Создание графических рисунков.
Сеть Интернет:
· Работа с почтой.
· Поиск и обмен информацией.
· Общение в чатах, форумах, соцсетях.
· Участие в он-лайн конференциях, вебинарах.
· Создание сайтов и веб-страничек.
Использование программ обработки видео и аудио файлов:
· Создание электронной медиатеки аудио и видео файлов.
· Создание видеороликов.