Информационно-коммуникационные технологии в работе педагога

Дата публикации: 2020-10-14 23:43:37
Статью разместил(а):
Самарина Ольга Павловна

Информационно-коммуникационные технологии в работе педагога

Information and communication technologies in the work of a teacher

 

Автор: Самарина Ольга Павловна

г. Чебоксары, Россия

e-mail: olga07081980@mail.ru

Samarina Olga Pavlovna

Cheboksary, Russia

e-mail: olga07081980@mail.ru

 

Аннотация: В статье рассказывается про информационно-коммуникационные технологии и способы их применения педагогами в учебно-воспитательном процессе, рассматриваются компьютерные приложения в помощь педагогу.

Abstract: The article tells about information and communication technologies and ways of their use by teachers in the educational process, considers computer applications in aid of the teacher. 

Ключевые слова: электронный учебник, электронные лектории, дистанционное обучение.

Keywords: electronic textbook, electronic lectures, distance learning. 

Тематическая рубрка: Общая педагогика.

 

Что такое информационно-коммуникационные технологии?

Информатика и информационно-коммуникационные технологии занимают особое положение в современном мире. Навыки владения компьютером, использование информационных и коммуникационных технологий в повседневной работе, умение использовать возможности сети Интернет - такова реальность сегодняшнего дня.

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ) – это:

  1. Совокупность методов и программно-технических средств, объединённых в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение и отображение информации с целью снижения трудоёмкости её использования, а также для повышения её надёжности и оперативности;
  2. Процесс подготовки и передачи информации учащемуся, средством осуществления которых является компьютер.

Термины:

Мультимедиа (multimedia) - это современная компьютерная информационная технология, позволяющая объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию (мультипликацию). Мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонент обучаемого.

Электронный учебник – это автоматизированная обучающая система, включающая в себя дидактическое, методическое  обеспечение, информационно-справочные материалы для использования их в  процессе самостоятельного изучения учебного материала по соответствующей дисциплине.

Электронные лектории являются разновидностью электронных учебников, они применяются в процессе обучения при чтении лекций, объяснения теоретического материала.

Дистанционное обучение - взаимодействие учителя и учащихся и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты и реализуемые специфичными средствами интернет-технологий, базирующийся на использовании сетей телекоммуникации в интерактивном режиме.

Видеоконференция – встреча, методическое заседание или разговор между людьми, находящимися в разных местах и использующих видео-технологию как основной канал связи. При этом предоставляется двусторонний звук и одно- или двустороннее видео. Термин видеоконференция иногда означает конференции с использованием сжатого видео, конференции по наземным линиям коммуникаций, а также спутниковые конференции.

Web-сайт (портал) – группа документов, взаимосвязанных гиперссылками и размещенных в сети Интернет.

Мультимедийная презентация – слайд-шоу с использованием современных мультимедийных средств.

Способы  применения ИКТ педагогами в образовательном процессе: 

· ИКТ в работе с родителями.

· ИКТ в работе с дошкольниками (игровые технологии).

· Мультимедийное сопровождение образовательного процесса. Использование электронных учебников, лекториев, видеофильмов.

· Электронные системы тестирования знаний.

· Подготовка рабочей документации, методического и информационного материала.

· Подготовка к аттестации. Создание электронного портфолио педагога.

· Создание электронного УМК (учебно-методический комплекс).

· Презентация достижений учащихся: электронное портфолио учащегося.

· Электронный банк данных учащихся, электронный журнал.

· Методический электронный банк материалов для занятий. 

· Создание электронной медиатеки.

· Проведение Web-семинаров (вебинаров), дистанционное обучение.

· Получение новой информации через сеть Интернет, обмен опытом. Участие в форумах, конкурсах, конференциях проводимых в сети.

· Создание персонального сайта педагога, веб-странички.

· Использование новых технологий в обучении с применением ИКТ (проектный метод, модульная технология, дистанционное обучение, компьютерная технология, кейс технология и д.р.).

· Применение новых технических средств в обучении (интерактивная доска, мультимедийный проектор, нетбуки).

Положительные стороны внедрения ИКТ в деятельность педагога: 

  1. Расширенный доступ к научно-методической базе.
  2. Использование в своей работе накопленного и апробированного педагогического опыта других педагогов.
  3. Возможность самообразования.
  4. Систематизация своего педагогического опыта и т.д.

Что дает использование ИКТ в образовательном процессе учащимся: 

  1. Повышается интерес к  учебному материалу и процессу его получения и усвоения, возрастает мотивация учебной и воспитательной деятельности.
  2. Осуществляется дифференцированный подход.
  3. Увеличивается объем информации переданный и усвоенный за одну единицу времени.
  4. Облегчается процесс контроля и оценки знаний.
  5. Развиваются привычки учебной и воспитательной деятельности (планирование, рефлексия, самоконтроль, взаимоконтроль).
  6. Изучения компьютерных программ, применение этих знаний в жизненной практике.
  7. Развитие  творчества, самовыражения.

Кстати, по данным ЮНЕСКО,

  • когда человек слушает, он запоминает 15% речевой информации,
  • когда смотрит — 25% видимой информации,
  • когда видит и слушает — 65% получаемой информации.

Проблемы при использовании ИКТ педагогами: 

· педагоги испытывают затруднения в использовании компьютерной техники в воспитательно-образовательном процессе вследствие того, что имеют разный уровень информационно-компьютерной компетентности, 

· недостаточная техническая оснащенность образовательного учреждения.

Компьютерные приложения в помощь педагогу.

ИКТ компетентность современного педагога:

·         Работа с текстовым редактором (например, Microsoft Office Word)

·         Работа с табличным редактором (например, Microsoft Office Excel)

·         Работа в среде создания презентаций (например, Microsoft Office PowerPoint)

·         Работа в среде создания публикаций (например, Microsoft Office Publisher)

·         Графический редактор рисунков и фотографий.

·         Сеть Интернет (работа с почтой, поиск информации и т.д.)

·         Работа с  аудио и видео файлами.

·         Работа с техническими средствами обучения (сканер, принтер, проектор, интерактивная доска и др.).

Что можно создать с помощью компьютерных приложений:

Использование текстового редактора:

Создание рабочей документации (планы, отчеты, программы).

Подготовка раздаточного материала к уроку (бланки анкет, карточки заданий, тесты, схемы), методического материала, дидактического материала (лекционный материал в электронном виде).

Использование электронной таблицы:

Построение диаграмм и графиков, статистические расчеты.

Создание базы данных учащихся.

• Создание электронного журнала.

Использование  среды создания презентаций: 

· Разработка мультимедийных презентаций  к занятиям, собраниям, выступлениям.

· Создание мультимедийных лекций, электронных учебников.

· Презентация проектов учащихся.

Среда Office Publisher позволяет создавать: 

· Электронные учебники (лекции).

· Веб-сайты. 

· Буклеты, публикации, открытки, визитки, календари и др. 

· Информационные стенды  для родителей.

· Электронные газеты.

· Плакат группы.

Графический редактор:

· Обработка цифровых фотографий.

· Создание коллажей.

· Создание графических рисунков.

Сеть Интернет:

· Работа с почтой.

· Поиск и обмен информацией.

· Общение в чатах, форумах, соцсетях.

· Участие в он-лайн конференциях, вебинарах.

· Создание сайтов и веб-страничек.

Использование программ обработки видео и аудио файлов:

· Создание электронной медиатеки аудио и видео файлов.

· Создание видеороликов.