Сопровождение куратором проектирования индивидуальной образовательной траектории развития студента
Сопровождение куратором проектирования индивидуальной образовательной траектории развития студента
Accompanying the curator of the design of the individual educational trajectory of the student's development
Авторы:
Романова Татьяна Александровна
КГБПОУ «Лесосибирский медицинский техникум», г. Лесосибирск, Россия.
e-mail: solodkova80@mail.ru
Romanova Tatyana Aleksandrovna
Lesosibirsk medical College, Lesosibirsk, Russia.
e-mail: solodkova80@mail.ru
Михайлова Наталья Александровна
КГБПОУ «Лесосибирский медицинский техникум», г. Лесосибирск, Россия.
e-mail: mna.v@mail.ru
Mikhailova Natalia Aleksandrovna
Lesosibirsk medical College, Lesosibirsk, Russia.
e-mail: mna.v@mail.ru
Аннотация: В статье представлены основные проблемы проектирования индивидуальной образовательной траектории и маршрута применительно к обучающемуся в медицинском техникуме. Индивидуальная образовательная траектория обучающегося рассматривается как более широкое понятие, чем индивидуальный образовательный маршрут. Раскрыты организационно-педагогические и учебно-методические условия реализации индивидуальной образовательной траектории.
Abstract: the article presents the main problems of designing an individual educational trajectory and route in relation to a student in a medical College. The individual educational trajectory of a student is considered as a broader concept than the individual educational route. Organizational, pedagogical and educational-methodical conditions for the implementation of an individual educational trajectory are revealed.
Ключевые слова: индивидуальная образовательная траектория, куратор.
Keywords: individual educational trajectory, curator.
Тематическая рубрика: Общепедагогические темы.
Современный этап развития общества характеризуется стремительным возрастанием объёма научной информации. В этих условиях необходим новый человек, способный к активному творческому овладению знаниями, умеющий быстро и адекватно реагировать на меняющуюся ситуацию и прогнозировать развитие событий. В связи с этим в образовании идёт реорганизация ведущих приоритетов. Значительное место в образовании отводится обновлению его содержания, приведению его в соответствие с требованиями времени и перспективами развития общества.
Одним из методологических оснований такого обновления выступает компетентностный подход, который призван помочь переоценить существующие ориентиры в системе образования и направить их в русло моделирования и подготовки современного специалиста. На первый план выходит освоение деятельностных характеристик содержания образования (умение ставить цель, анализировать ситуацию, планировать и проектировать, продуктивно действовать, анализировать результаты и оценивать себя). Значимым в учебно-познавательном процессе становится вопрос об индивидуализации и дифференциации обучения в аспекте проектирования индивидуальных образовательных траекторий студентов.
Проанализировав рекомендации А. Хуторского, Е. Дзятковской, И. Рыбалкиной относительно особенностей проектирования индивидуальной образовательной траектории (далее — ИОТ), мы пришли к выводу, что на современном этапе данный подход более всего ассоциируется с механизмом сопровождения учебной деятельности обучающегося. С учетом специфики медицинского техникума и его направленности на достижение качества профессионального образования, по нашему мнению, создаваемую студентом индивидуальную образовательную траекторию важно рассматривать как сквозной путь его личностно профессионального саморазвития и самореализации в сквозной системе и «занятие - педагогическая практика - внеучебная деятельность». В каждом из компонентов преподаватель, руководитель практики, организатор внеучебного объединения создают соответствующие условия для становления студента как профессионала, интеллектуала, субъекта в зависимости от поставленных целей. При этом интегратором эффективного взаимодействия выступает куратор. Он и является, как нам видится, ключевым субъектом формирования у обучающегося опыта проектирования индивидуальной траектории обучения, воспитании и оздоровления, обеспечивающего его становление как компетентного специалиста.
Вся эта деятельность включает в себя несколько этапов, где этап «вхождения в проектирование ИОТ» значим особенно. Обоснуем это.
Цель сопровождения НОТ студентов I—II курсов со стороны куратора - выявить их мотивацию к обучению в техникуме и к получению профессии, определить индивидуально-значимые способы взаимодействия с каждым студентом, которые помогут студенту осмыслить цель индивидуальной образовательной траектории и перспективы обучения в техникуме.
Студенты различны в мотивации выбора профессии, в целях и способах личностного и профессионального саморазвития. По литературным данным у определенной части студентов при поступлении не сформированы многие коммуникативные, поведенческие способности, что проецируется в целом на несформированность у них культуры общения, поведения, учебной деятельности. В противовес этому всегда есть стабильная подгруппа студентов, которых отличает профессиональная мотивированность, организованность, целеустремленность, толерантность и эмпатия. Взаимодействие этих подгрупп на начальном этапе формирования группы не всегда имеет позитивный характер, что в свою очередь отражается на готовности к проектированию индивидуальных жизненных стратегий. Студенты боятся проявить свою индивидуальность, они не доверяют никому в новой для них образовательной ситуации.
Прослеживается определенное противостояние, причем со стороны первых оно сопровождается агрессией, попытками подчинения. Если своевременно не минимизировать этот эффект в становлении группы как коллектива и становлении каждого студента как индивидуальности в ней, то ситуация может перерасти в неблагоприятный климат в группе, недоброжелательность, неприятие требований, безынициативность и пессимизм обучающихся .Поэтому на данном этапе куратору необходимо создать ситуацию успеха для каждого студента, помочь всем увидеть свои достоинства и недостатки и согласовать их с требованиями профессионального педагогического образования. Главными принципами этой работы являются открытость требований и амбивалентность как направленность на баланс:
- сильных и слабых сторон обучающихся;
- норм, требований и ограничений, принятых в техникуме в связи со спецификой медицинского образования и широкими возможностями для личностно-профессионального, творческого саморазвития и самореализации студентов.
Как показывает наш опыт, установка на взаимодействие в группе и с каждым студентом, способствующая налаживанию педагогически целесообразного климата и комфортной социально-психологической атмосферы, является важной предпосылкой для выхода на выстраивание студентами ИОТ как персонального пути личностно-профессионального саморазвития. На первом этапе данный климат и атмосферу создает куратор. Этому способствуют:
• тренинги по освоению способов самопознания и самоорганизации, по определению своих функций в органах самоуправления в рамках учебной, внеучебной работы и педагогической практики; по проектированию индивидуальной траектории личностно-профессионального развития;
• включение каждого в коллективные творческие и трудовые дела (проектные задания, в подготовку и проведение праздников, кураторских часов, генеральной уборки, субботников), где студенты познают свои возможности и возможности других и находят выход на развитие своих способностей через взаимодействие в группе;
• контроль за самоорганизацией студентов, качеством принятия ими ответственности за свою учебу, самообслуживание, в ходе которого куратор формирует у каждого студента установку: «От твоих усилий и ответственности зависит твой успех во всех видах самореализации в техникуме».
За индикаторы качества работы куратора по сопровождению проектирования студентами ИОТ на I—II курсах мы принимаем то, что студент:
• определил для себя смысл обучения в медицинском техникуме (личностно-социальный, интеллектуальный и профессиональный компоненты);
• ориентирован на взаимодействие с другими обучающимися, куратором, преподавателями (коммуникативный компонент);
• имеет позитивное психоэмоциональное состояние (индивидуально-личностный компонент);
• способен к самоорганизации, к принятию ответственности за свое образование, к деятельности в органах самоуправления группы (управленческий компонент).
Целями второго этапа («непосредственное проектирование обучающимися ИОТ»), который условно отнесен нами к III курсу, являются:
• создание атмосферы доверия и сотрудничества в группе «обучающийся- обучающиеся-куратор»,
• раскрытие индивидуальных возможностей обучающегося для личностно-профессиональной самореализации в техникуме («занятия-практика - внеучебная работа»);
• обеспечение условий для личностно-профессионального и творческого саморазвития студентов в рамках, спроектированных обучающимся целей и перспектив.
Усложнение сопровождения предполагает целенаправленный переход от прямой деятельности куратора к косвенной, пробуждающей их самостоятельность. Следует не бояться данной кропотливой работы, а последовательно выводить ее на новый качественный результат.
Вся эта деятельность в начале учебного года осложняется необходимостью учета проблем адаптации студентов после летних каникул. В течение всего года - изменяющимся социальным статусом студентов, так как на III курсах многие из них приобретают опыт семейных отношений, и это надо понимать и принимать. Для реализации цели этапа нами используется:
• создание ситуаций для становления группы как коллективного субъекта
учебной и внеучебной деятельности, но вновь при требовании не нарушения баланса общего и индивидуального.
• взаимоанализ и обсуждение качества реализации проектируемых траекторий, степени принятия ответственности каждого за результаты и динамику личностно-профессионального развития и саморазвития;
• определение перспектив дальнейшего образования и профессионального продвижения как составляющих траектории для осмысления возможностей карьерного роста.
Причем при проектировании ИОТ каждому студенту группы предоставляется свобода выбора содержания в рамках вариативного компонента учебного плана, способов и форм деятельности, индивидуального ритма и темпа работы. Это дает студенту возможность обогатить свой субъектный опыт и определить перспективы дальнейшего образования и профессионального продвижения.
Для оценки эффективности реализации этапа нами используются следующие индикаторы:
• студент определил интересы, цели и перспективы для личностно-профессиональной самореализации в колледже;
• он проектирует жизненную и образовательную стратегию через разные формы;
• он проявляет эмпатию и толерантность;
• он ориентирован на сотрудничество;
• он успешен в освоении учебных дисциплин, педагогической практики, УИРС;
• он проявляет элементы творчества в отдельных видах деятельности (учебная работа, практика, самоуправление, участие в концертах, конкурсах, учебно-практических конференциях и др.).
К третьему курсу студенты сами выстраивают траектории развития от определения цели, выбора содержания, способов и форм работы к самооценке и самоконтролю. Меняется психологическая атмосфера в группе, обучающиеся учатся видеть друг друга, понимать, принимать и доверять друг другу. Они не только с готовностью принимаются за коллективные дела, но и ориентированы на презентацию достижений каждого. Все это позволяет сделать определенные выводы:
• сопровождение ИОТ личностно-профессионального развития основано на прямом и косвенном взаимодействии куратора с обучающимся и создании условий для его вхождения в группу, развития самостоятельности каждого ее участника, открытости норм и требований и предоставления свободы выбора, признания субъектами (и студентами, и куратором, и преподавателями) неповторимости каждого и доверия к нему;
• амбивалентность как соблюдение меры доброты и требовательности, ласки и жесткости является одним из действенных инструментов согласования общего и индивидуального.
Человек многомерен, противоречив и многолик, и самым трудным в работе куратора является создание оптимальных, личностно значимых условий для овладения каждым искусством управления и самоуправления, воспитания и самовоспитания, в чем важную роль играет проектирование в коллективе студентами индивидуальных образовательных траекторий личностно-профессионального становления.
Список литературы:
1. Курденкова О.П. Образование длиною в жизнь: внешние и внутренние конструкты личностной мотивации // Вестн. МГИМО-Университета. 2015. № 1. С. 257–262.
2. Липатникова И.Г., Полянина А.С. Формирование целевого компонента учебной деятельности студентов с использованием приёмов принятия решения в рамках рефлексивного подхода / И.Г. Липатникова, А.С. Полянина //Проблемы и методика преподавания естественнонаучных и математических дисциплин: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции (Екатеринбург, декабрь 2007) - Екатеринбург: Издательство Уральского института экономики, управления и права, 2007. - С. 194 – 197
3. Тимошина Т. А. Концепция выстраивания индивидуальной образовательной траектории студента // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества : сб. ст. 2-й Междунар. науч.прак. кон. (Рязань, 7–9 окт. 2010 г.). Рязань, 2010. С. 315–320.