Психолого-педагогическая деятельность по профилактике правонарушений среди молодежи

Дата публикации: 2020-12-10 04:39:41
Статью разместил(а):
Еркина-Головина Елена Николаевна

Психолого-педагогическая деятельность по профилактике правонарушений среди молодежи

Psychological and pedagogical activities for the prevention of delinquency among young people

 

Автор: Еркина-Головина Елена Николаевна

ФГБОУ ВО Горно-Алтайский государственный университет, г. Горно-Алтайск, Россия,

е-mail: elena.golovina26@mail.ru

Erkina-Golovina Elena Nikolaevna

Gorno-Altaisk state University, Gorno-Altaisk State University, Gorno-Altaisk, Russia.

е-mail: elena.golovina26@mail.ru

 

Аннотация: В данной статье представлен анализ использования методов и средств, технологий по профилактики правонарушений среди молодежи. Определены основные этапы работы с молодым поколением, которые относятся к «группе риска».

Abstract: this article presents an analysis of the use of methods and tools, technologies for the prevention of offenses among young people. The main stages of work with teenagers who belong to the "risk group" are defined».

Ключевые слова: группа риска, правонарушения, психолого-педагогическая деятельность, коррекция поведения.

Keywords: risk group, offenses, psychological and pedagogical activity, behavior correction. 

Тематическая рубрика: Общепедагогические темы.

 

За последние годы проблема правонарушений среди молодежи в обществе приобрела масштабы национального бедствия. В связи с чем особо важна роль профилактики правонарушений, а в том числе и диагностики причин, побуждающих к совершению преступлений. Для определения причин правонарушений целесообразно изучить факторы, которые побуждают молодое поколение к совершению преступления. Стоит отметить, что данной проблематике посвящено множество трудов. Так, Ветров В.И. определил факторы, которые способствуют молодежь совершать преступные действия: это прежде всего, безработицы, с другой стороны – это общество, в котором он воспитывается, не менее важен фактор влияния общественности. 

В психолого-педагогической работе стоит индивидуально выстраивать план-график работы с молодым поколением, которые подвержены негативному влиянию. Однако на практике можно выделить ряд проблем: отсутствие адаптивной методики по профилактики преступности; отсутствие координированных  действий среди специалистов.

Работа с молодежью должна носить комплексный характер, то есть затрагивать работу всех областей: социологии, педагогики и психологии. Она должна включать в себя следующее: психолога –педагогическая диагностика окружения; определение «социального диагноза»; изучение проблемных мест молодых людей, которые относятся к группе риска, анализ интересов и склонностей.

А.Г. Ковалев технологии психолого-педагогической деятельности описывает и определяет их как совокупность методов и приемов, направленных на профилактику девиантного поведения среди молодого поколения и целесообразности проведения профилактических мероприятий [1].

В качестве ключевого звена в любой технологии выступает детальное определение конечного результата и определение методов их  достижения. При реализации технологий психолого-педагогической работы по профилактики правонарушений среди молодежи  стоит соблюдать ряд принципов:

– принцип системности при анализе и решение проблем;

– принцип соответствия выбранного инструментария для конкретной проблемы;

– принцип опоры на физические  и духовные ресурсы;

–  принцип контроля действенности инструментария;

– принцип коррекции содержания, форм и методов психолого-педагогической деятельности [1].

Для успешности решения поставленных задач Певцова Е.И. предлагает проводить работу по следующему плану: определение молодых людей, которые относятся к «группе риска», сообщение о таком явлении, учет семей и подростков, находящихся в «группе риска»;

1) Составление индивидуальной профилактической работы, которая будет направлена на адаптацию и реабилитацию, в том числе и мероприятия по организации профилактического обучения, отдыха и трудоустройства

2) Правовое воспитание является одним из важных условий для создания   правовой культуры и законопослушного поведения среди молодежи. Под правовым воспитанием стоит понимать целенаправленную деятельность по формированию и повышению правового сознания. Очень важно создать  умолодежи мотивационно-положительное отношение к получению знаний в области права. [4]

К средствам правового воспитания относятся: правовая пропаганда, правовое обучение, самовоспитание. В основе применения всех вышеперечисленных средств лежит осуществление правовой информированности, которая предполагает передачу, восприятие, преобразование и использование информации в области права.

Основные цели работы по формированию правовой грамотности и профилактики правонарушений среди молодежи, по мнению Е.И. Певцовой, должны быть следующие: определение уровня знаний о правовой культуре; формирование правового сознания; активная жизненная позиция [4].

В соответствии с целями определяются следующие задачи [3]:

– формирование системных правовых знаний;

– целенаправленное воздействие на сознание молодого поколения в соответствии с нормами правовой культуры;

– формирование позитивного эмоционального отношения к правовым явлениям;

– определение уровня правовой и политической культуры, связанной с проблемами современности;

– анализ полученных данных и их анализ.

Для профилактики преступности среди молодежи Ковалев А.Г. предлагает использовать комплексную программу, направленную на формирование высокого уровня правовой грамотности  

Задачи программы следующие :

1) выработка адекватных и эффективных навыков общения;

2) формирование ценностных ориентаций среди молодого поколения;

3) Предоставление возможности формировать и приобретать социально важные в обществе правила и навыки;

4) Формирование осознанной позиции, расширение возможностей выбора модели поведения;

5) Формирование компетенций в области права и обязанностей человека;

6) Содействие обучению и взаимодействия в группе;

7) Формирование навыков решения важных жизненных проблем;

8) Побуждение к самоанализу, к размышлению о себе, а также содействовать формированию адекватной самооценки;

9) Снижение уровня агрессии;

10) Профилактика правонарушений.

Программа ориентирована:

- на формирование условия для повышения уровня правовой грамотности,

- на формирование положительного взаимодействия в обществе,

- быстрое приспособление к окружающей действительности;

- расширение общего нравственно-правового кругозора;

- актуализацию внутреннего потенциала и повышения уровня творческих способностей.

Программа профилактики правонарушений включает в себя 4 блока:

1) Нравственно-правовой блок направлен на формирование представлений у молодежи о нравственных ценностях жизни, побуждение к саморазвитию и формирование ответственного отношения к жизни; развитие положительного отношения к себе и окружающем.

2) Эмоционально-волевой блок направлен на формирование умений проводить анализ и по возможности менять свое эмоциональное состояние, формировать навыки адекватного отражения чувств и эмоций.

3) Информационно-дискуссионный блок направлен на развитие любознательности, формирование положительного отношения к знаниям, повышение мотивации у молодежи.

4) Правовой блок предусматривает систему занятий, которые направлены на воспитание правовых умений и навыков [5].

В процессе реализации программы используются следующие методы: индивидуальная беседа, наблюдение, анализ результатов.

В качестве важных условий для успешной реализации программы являются: личная заинтересованность молодёжи; регулярность посещения занятий; комплексность использования программы специалистами.

Таким образом, анализ научной литературы позволил определить проблемы, которые связаны с пробелами в теории и практики воспитательной работы с молодежью. Изучение опыта работы с молодежью  данной группы позволяет отметить, что работа должна носить воспитательную, познавательную, информационно-просветительскую и культурную направленность. В процессе воспитания личности, с одной стороны, происходит нравственное и духовное развитие, с другой – дифференциация способностей, поскольку раскрываются потребности и интересы.

 

Список литературы:

1. Ковалев А.Г. Психология личности / А.Г. Ковалев. - Л.: Изд. ЛГПИ им. А.И. Герцена, 2003. – 320 с.

2. Кузнецова Л.В. Становление и развитие правового воспитания школьников. Цели, ценности, эффективность / Л.В. Кузнецова. -  Алматы, 2015. – 178 с.

3. Литвинович М.Ю. Группа риска / М.Ю. Литвинович // Русский журнал. – 2010. – № 11. – С. 36 – 44

4. Певцова Е.И. Основные концепции правового образования / Е.И. Певцова //Учитель, 2001.- № 4.- С. 43-47.

5. Старков О.В. Предупреждение преступлений: учеб.пособие / О.В. Старков. - М.: Юрист, 2013. - 284 с.