Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся

Дата публикации: 2020-12-11 17:09:05
Статью разместил(а):
Андриянов Евгений Олегович

 Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся

Organization of project and research activities of students

 

Авторы:

Андриянов Евгений Олегович

ОГБОУ «Лицей № 9 Белгорода», Белгород, Россия.

e-mail: papa_zhenya@mail.ru

Andriyanov Evgeny Olegovich

Lyceum № 9, Belgorod, Russia.

e-mail: papa_zhenya@mail.ru

Лесных Елена Владимировна

ОГБОУ «Лицей № 9 Белгорода», Белгород, Россия.

e-mail: lena6794@mail.ru

Lesnykh Elena Vladimirovna

Lyceum № 9, Belgorod, Russia.

e-mail: lena6794@mail.ru

 

Аннотация: Главная цель проектно-исследовательской ра­боты - формирование у учащегося способности само­стоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой куль­туры.

Abstract: The main goal of project research work is to develop the student's ability to independently, creatively master and rebuild new ways of working in any sphere of human culture.

Ключевые слова: проектно-исследовательская деятельность, задача иссле­дования.

Keywords: project and research activity, objective of the study.

Тематическая рубрика: средняя школа.

 

 В ХХI веке происходят качественные изменения в сфере общественного производства: техническая революция перерастает в технологическую. Технологически образовывать ученика необходимо в интересах, прежде всего его собственных, а также общества, государства сформировать у него жизненно важные общетрудовые знания и умения, привить трудолюбие, потребность в овладении общей и технологической культурой, обеспечить профессиональное самоопределение.

Отсюда возникает необходимость изменения самой парадигмы образования. Детей следует учить самостоятельно мыслить, выявлять и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, прогнозируя результаты и возможные последствия разных вариантов решения; оценивать полученные результаты и находить способы совершенствования. Система образования должна обеспечить человеку возможность найти себя в жизни, быть полезным и востребованным. Все эти требования не могут не отражаться на содержании современного образования, которое должно быть интегрированным.

Школьнику свойственно проявление инициативы в разных видах деятельности. Педагогу очень важно заметить эту инициативу, поддержать и развить её, поставив во главу угла задачу формирования способности мыслить самостоятельно, добывать и применять знания на практике, планировать свои действия, плодотворно со­трудничать. Наибольший эффект в достижении по­ставленных задач может быть достигнут в условиях орга­низации проектно-исследовательской деятельности уча­щихся.

Главная цель проектно-исследовательской ра­боты - формирование у учащегося способности само­стоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой куль­туры.

При организации исследовательской работы ставятся такие задачи:  

1. Диагностика выявления детей с неординарными способностями, развитие целостного миропонимания, творческого мышления.

2. Создание необходимых условий для проявления творческой индивидуальности каждого ученика в проект­но-исследовательской деятельности.

3. Отслеживание уровня развития творческого по­тенциала личности.

4. Формирование у учащихся устойчивой потреб­ности к проектно-исследовательской деятельности.

5. Организация всех видов индивидуальной, груп­повой и коллективной деятельности, вовлекающей уча­щихся в проектно-исследовательскую работу.

Работу необходимо начинать с начальной ступени образования. Для детей необходимо организовывать совместную деятельность, направляя ее на осуществление исследования, в процессе кото­рого учащиеся овладевают практическими умениями ис­следовательской работы. Например, учитель подводит учащихся к теме исследования. В процессе полилога учащиеся формируют проблему. Ставится цель: орга­низовать поиск сведений, связанных с разными сторо­нами данной темы. Учащиеся определяют задачи иссле­дования: найти информацию по теме. В соответствии с поставленными задачами выбираются методы исследо­вания: опрос, наблюдение, поиск литературы, интервью и так далее. С целью выполнения каждой задачи назна­чаются группы учащихся, работающих по исследованию определенного направления. Учащиеся имеют возмож­ность выбора наиболее интересной для них задачи. Таким образом, в процессе осуществления исследования нара­батываются теоретические знания об исследовательской работе, и происходит формирование соответствующих исследовательских умений.

Очень актуальны коллективные исследования на заданную тему или дол­говременное исследование с применением имеющихся знаний и умений (осуществляют поиск информации, учатся выделять главное, формулировать определения, ставить простейшие опыты, наблюдать, составлять до­клады).

Это дает возможность детям найти для себя больше инте­ресных, неординарных подходов и предложений в осуще­ствлении исследовательской деятельности.

Учащиеся проводят опросы, анкетирования, интер­вьюирование. Опрос проводится по предварительно со­ставленному плану (вопросом) с целью увидеть уровень знаний, которым обладают другие по теме, либо попол­нить свои знания от компетентных в данном вопросе сверстников или взрослых.  

Ход исследований обсуждается на занятиях по иссле­довательской работе, учителем оказывается консульта­тивная помощь.

К концу года большая часть учащихся способна с до­статочной степенью самостоятельности выбрать тему ис­следования, составить план исследования, определить 1–2 задачи, найти материал, представить доклад с по­казом, самостоятельно провести этапы исследования.

Учащиеся, активно включённые в  проектно-исследовательскую деятельность, не только понимают значимость этой деятельности, но и получают удовлетворение, занимая призовые места в различных конкурсах и олимпиадах.