Профилактика конфликтов у подростков
Профилактика конфликтов у подростков
Conflict prevention in adolescents
Авторы:
Ремизова Виктория Дмитриевна
Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского, г. Калуга, Россия.
e-mail: remizovavd@studklg.ru
Remizova Victoria Dmitrievna
Kaluga State University named after K. E. Tsiolkovsky, Kaluga, Russia.
e-mail: remizovavd@studklg.ru
Астахова Любава Геннадиевна
старший преподаватель кафедры социальной адаптации и организации работы с молодежью ИСО, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, г. Калуга, Россия.
e-mail: tlyubavushka@list.ru
Astakhova Lyubava Gennadievna,
Senior Lecturer, Department of Social Adaptation and Organization of Work with Youth and Co, Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky, Kaluga, Russia
e-mail: tlyubavushka@list.ru
Аннотация: В статье рассматривается понятие конфликта. Рассматриваются причины возникновения конфликтов у подростков. Предлагаются рекомендации по профилактике подростковых конфликтов.
Abstract: The article deals with the concept of conflict. The causes of conflicts in adolescents are considered. Recommendations for the prevention of adolescent conflicts are offered.
Ключевые слова: конфликты, подростки, профилактика.
Key words: conflicts, adolescents, prevention.
Тематическая рубрика: Общепедагогические темы.
Тема профилактики конфликтов среди подростков не теряет своей актуальности долгие годы. Многие известные психологи и педагоги (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Н.В. Гришина, Г.С. Абрамова, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых и др.), сходятся во мнении, что именно общение со сверстниками является для подростка наиболее значимым и во многом определяет все остальные стороны его поведения и деятельности, развития его личности. Но неумение подростков выстраивать конструктивное общение, спокойно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, сдерживать свои эмоциональные порывы может приводить к конфликтам.
Возникновению конфликтов в подростковом возрасте способствует подростковых кризис, который считается одним из самых острых и сложных. В период кризиса подросток характеризуется высокой эмоциональностью, придирчивостью к мелочам, высокой степенью агрессивности, упрямством и «взрывным характером», которые приводят к быстрому развитию конфликтов.
Н.В. Гришина рассматривает конфликт как биполярное явление – противостояние двух начал, проявляющее себя в активности сторон, направленной на преодоление противоречия, при этом любая из сторон конфликта представлена активным субъектом (субъектами) [2, c.15].
Конфликты могут возникать у подростков в различных ситуациях. Например, когда подросток становится объектом буллинга (травли, издевательств, насмешек и т.д.). Часто жертвами становятся тихие, спокойные дети, которые не могут за себя постоять и дать отпор обидчику. Такой тип конфликтов часто сопровождается физическим насилием и не имеет простого решения. Необходимо научить ребенка постоять за себя – сформировать у него уверенность в себе, познать свои сильные и слабые стороны, уметь ими пользоваться, развить коммуникативные навыки и чувство юмора, помочь ребенку развиться физически, освоить навыки самообороны. Конфликт, как правило, исчезает, если обидчик получает достойный отпор. Беседы с агрессором и его наказание часто имеют обратный эффект. Решению конфликта в данной ситуации поможет создание благоприятной и комфортной образовательной среды, развитие у подростков коммуникативных навыков, понимания чувств другого человека, умения себя поставить на место другого, сопереживания и эмпатии.
Конфликт также может возникать в случае конкуренции, борьбы за статус в группе, власть. Обычно такие конфликты возникают с целью (осознанной или неосознаваемой) привлечения внимание противоположного пола; получения расположения учителей или руководителей кружков и секций; одержания победы в борьбе за статус в группе, получение определенной власти. В таких ситуациях обычно не стоит вмешиваться взрослым, потому что подросткам лучше самим решить проблему между собой. Нужно предоставить возможность подросткам самим учиться договариваться и решать свои проблемы. Подросток научается разрешать сложные ситуации, перенимая опыт ровесников и взрослых (родителей, учителей и т.д.), анализируя с друзьями и значимыми взрослыми (родителями, педагогом-психологом, социальным педагогом, классным руководителем и др.) создавшуюся ситуацию для того, чтобы лучше ее понять и увидеть возможные выходы из нее, пробуя различные способы поведения с целью найти оптимальный.
Наряду со школой важная роль принадлежит родителям, которые могут объяснить подростку социально приемлемые способы решения конфликта, показать практическую пользу компромисса и сотрудничества. Для этого родители могут использовать примеры из собственного опыта, автобиографические сведения из жизни известных людей, жизни героев художественных и документальных фильмов.
Конфликты также могут возникать, когда подросток сознательно противопоставляет себя сверстникам. Такие конфликты происходят из-за принадлежности подростка к какой-либо субкультуре (готы, эмо, панки, роллеры и др.); демонстрации нетрадиционной сексуальной ориентации; значительных расхождений интересов; выраженной религиозности. При демонстрации подростком своих взглядов, убеждений и характера взрослым нужно научить его высказывать свою точку зрения без враждебности и с уважением к другим людям - членам группы, взрослым, оппонентам.
В подростковом возрасте снижается продуктивность умственной деятельности из-за того, что происходит смена типа мышления: конкретное мышление сменяется логическим. Как правило, умственная деятельность подростков направлена в ту сферу, которая больше всего интересна им в данный момент. Учебная деятельность и школа постепенно отходят на второй план, ведущей деятельностью становится коммуникативная, интимно-личностное общение со сверстниками [6, с. 193].
Влюбленность и общение с противоположным полом может стать одной из причин конфликтов. Общение с противоположным полом значительно осложняют физические и психические изменения. Влюбленность часто становится причиной сильных переживаний.
В этот период надо поддерживать подростка, который ощущает влюбленность, быть внимательным к нему. В своих высказываниях проявлять тактичность и уважение к его переживаниям. Взрослым надо научить детей конструктивному общению с противоположным полом. Одной из причин, усугубляющих конфликт, является отношение родителей к подросткам, как к маленьким детям, недооценка родителями силы и значимости чувств, испытываемых подростками. В этом случае к работе с родителями подключается педагог-психолог.
Работа педагога-психолога с родителями может осуществляться в разных формах, таких как тренинг повышения психологической компетентности родителей, родительский лекторий, организация работы родительского клуба, в котором родители могут, как проконсультироваться с педагогом-психологом по проблемным ситуациям, снять имеющееся эмоциональное напряжение, так и перенять позитивный опыт родителей других подростков, использование игр, дающих возможность родителям ощутить себя в роли своего ребенка и т.д.
Конфликты у подростков часто возникают не только со сверстниками, но и с педагогами. С.В. Кривцова в своей книге «Учитель и проблемы дисциплины» описывает теорию поведение подростков, основанную на трёх основных законах:
1-й закон: ученики выбирают определённое поведение в определённых обстоятельствах.
2-й закон: любое поведение учеников подчинено общей цели — чувствовать себя принадлежащими к школьной жизни.
3-й закон: нарушая дисциплину, ученик осознает, что ведёт себя неправильно, но может не осознавать, что за этим нарушением стоит одна из четырёх целей: привлечение внимания, власть, месть, избегание неудачи [5, c. 8].
В образовательных организациях необходима систематическая и грамотно выстроенная работа по профилактике конфликтов. Профилактика конфликтов, во-первых, будет способствовать повышению качества учебного процесса. Ученики и учителя станут тратить интеллектуальные и нравственные силы на учебную и профессиональную деятельность. Во-вторых, своевременные профилактические меры положительно влияют на психологическое здоровье обучающихся и педагогов, т.к. неразрешенные конфликты оказывают отрицательное влияние на психическое состояние и настроение конфликтующих, способствуют возникновению стресса, эмоционального выгорания и психосоматических заболеваний. В-третьих, именно в школе у подростка формируются навыки разрешения противоречий в межличностном взаимодействии, которые случаются в жизни любого человека.
Создание в общеобразовательной школе системы работа по профилактике конфликтов позволит повысить качество воспитательного процесса. На конкретных примерах школьник обучается способам конструктивного разрешения проблем, неизбежно возникающих при общении с окружающими. Бесценен будет приобретенный ими личный опыт неконфликтного разрешения трудных ситуаций и в дальнейшей, уже взрослой жизни [1, с. 5].
Создание условий для формирования гуманной, креативной, духовной и социально активной личности подростка также будет способствовать предупреждению конфликтов в школе [3, c.2].
Профилактическая работа предполагает определенную организацию жизнедеятельности детей подросткового возраста, при которой сами подростки, вступая в социальное взаимодействие, будут не допускать конфликтов, а в случае вовлеченности искать конструктивные варианты выхода из конфликтной ситуации [8, c. 133-134].
Педагог-психолог в образовательной организации проводит профилактическую работу по предотвращению конфликтных ситуаций, созданию благоприятного и психологически комфортного климата в классах или группах, развития навыков конструктивного общения. В индивидуальной работе с каждым подростком педагог-психолог помогает подростку осознать проблемную ситуацию, проанализировать причины, которые к ней привели, выбрать оптимальный вариант выхода из конфликтной ситуации из множества различных решений [4, c. 15].
Профилактическая работа предполагает изменение социальной, семейной, личной ситуации подростка путем применения специальных педагогических и воспитательных мер, способствующих улучшению качества жизни, отказу от насильственного поведения.
С целью развития у подростков необходимых личностных качеств, формирования коммуникативных и социальных умений и навыков подростков привлекают к участию в социально-психологических тренингах, тренингах самопознания и личностного роста, тренингах формирования и развития уверенности в себе.
А.И. Наумова и О.А. Овсянникова отмечают, что результативность профилактических мероприятий по предупреждению конфликтов может быть гарантирована только при реализации следующих условий:
- направленность на ликвидацию источников дискомфорта, как в самом подростке, так и в социальной и природной среде и, одновременно, на создание условий для приобретения подростком необходимого опыта для решения возникающих проблем;
- обучение подростка новым навыкам, которые помогут достигнуть поставленных целей или сохранить здоровье;
- решение еще не возникших проблем, предупреждение их происхождения [7, с.235-237].
Таким образом, можно сделать вывод, что конфликты между подростками негативно сказываются на всех процессах его жизнедеятельности: у подростка могут возникнуть трудности в учебе, появиться замкнутость, утратиться мотивация, сформироваться фрустрация. Часто возникают проблемы в семье: ухудшаются отношения подростков с родителями, учащаются ссоры, возрастает недопонимание, а также проблемы в школе: падение успеваемости, разлад во взаимоотношениях со сверстниками. Грамотно выстроенная система профилактической работы по предупреждению возникновения конфликтов и обучение подростков их разрешению позволит создать в школе и дома среду, благоприятную для их развития, познания и реализации.
Список литературы:
1. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе / А.Я. Анцупов. М.: ВЛАДОС, 2003. 206 с.
2. Гришина Н. В. Психология конфликта. 2-е изд. СПб.: Питер, 2008. 544 с: ил. (Серия «Мастера психологии»).
3. Дурманенко Е.А. Предупреждение межличностных конфликтов в коллективе школьников-подростков // Общество: социология, психология, педагогика. 2014. №1.
4. Иванов А.А. Педагогические условия предупреждения конфликтов в подростковом возрасте : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Моск. пед. гос. ун-т. - Москва, 2001. - 16 с.
5. Кривцова С.В. Учитель и проблемы дисциплины / С.В. Кривцова. - 4-е изд., перераб. - М.: Генезис, 2004. - 270 с.
6. Манина К.Е. Особенности конфликтного поведения современных подростков // Акмеология. 2014. №2 (50).
7. Наумова А.И., Овсянникова О.А. К вопросу о профилактике межличностных конфликтов старших подростков в условиях образовательного учреждения // Наука-2020. 2019. №7 (32).
Николаева А.А., Субботина С.Н. Профилактика межличностных конфликтов подростков в образовательной среде // КПЖ. 2019. №3 (134).