Профилактика конфликтов у подростков
Профилактика конфликтов у подростков
Conflict prevention in adolescents
Авторы:
Ремизова Виктория Дмитриевна
Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского, г. Калуга, Россия.
e-mail: remizovavd@studklg.ru
Remizova Victoria Dmitrievna
Kaluga State University named after K. E. Tsiolkovsky, Kaluga, Russia.
e-mail: remizovavd@studklg.ru
Астахова Любава Геннадиевна
старший преподаватель кафедры социальной адаптации и организации работы с молодежью ИСО, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, г. Калуга, Россия.
e-mail: tlyubavushka@list.ru
Astakhova Lyubava Gennadievna,
Senior Lecturer, Department of Social Adaptation and Organization of Work with Youth and Co, Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky, Kaluga, Russia
e-mail: tlyubavushka@list.ru
Аннотация: В статье рассматривается понятие конфликта. Рассматриваются причины возникновения конфликтов у подростков. Предлагаются рекомендации по профилактике подростковых конфликтов.
Abstract: The article deals with the concept of conflict. The causes of conflicts in adolescents are considered. Recommendations for the prevention of adolescent conflicts are offered.
Ключевые слова: конфликты, подростки, профилактика.
Key words: conflicts, adolescents, prevention.
Тематическая рубрика: Общепедагогические темы.
Тема профилактики конфликтов среди подростков не теряет своей актуальности долгие годы. Многие известные психологи и педагоги (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Н.В. Гришина, Г.С. Абрамова, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых и др.), сходятся во мнении, что именно общение со сверстниками является для подростка наиболее значимым и во многом определяет все остальные стороны его поведения и деятельности, развития его личности. Но неумение подростков выстраивать конструктивное общение, спокойно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, сдерживать свои эмоциональные порывы может приводить к конфликтам.
Возникновению конфликтов в подростковом возрасте способствует подростковых кризис, который считается одним из самых острых и сложных. В период кризиса подросток характеризуется высокой эмоциональностью, придирчивостью к мелочам, высокой степенью агрессивности, упрямством и «взрывным характером», которые приводят к быстрому развитию конфликтов.
Н.В. Гришина рассматривает конфликт как биполярное явление – противостояние двух начал, проявляющее себя в активности сторон, направленной на преодоление противоречия, при этом любая из сторон конфликта представлена активным субъектом (субъектами) [2, c.15].
Конфликты могут возникать у подростков в различных ситуациях. Например, когда подросток становится объектом буллинга (травли, издевательств, насмешек и т.д.). Часто жертвами становятся тихие, спокойные дети, которые не могут за себя постоять и дать отпор обидчику. Такой тип конфликтов часто сопровождается физическим насилием и не имеет простого решения. Необходимо научить ребенка постоять за себя – сформировать у него уверенность в себе, познать свои сильные и слабые стороны, уметь ими пользоваться, развить коммуникативные навыки и чувство юмора, помочь ребенку развиться физически, освоить навыки самообороны. Конфликт, как правило, исчезает, если обидчик получает достойный отпор. Беседы с агрессором и его наказание часто имеют обратный эффект. Решению конфликта в данной ситуации поможет создание благоприятной и комфортной образовательной среды, развитие у подростков коммуникативных навыков, понимания чувств другого человека, умения себя поставить на место другого, сопереживания и эмпатии.
Конфликт также может возникать в случае конкуренции, борьбы за статус в группе, власть. Обычно такие конфликты возникают с целью (осознанной или неосознаваемой) привлечения внимание противоположного пола; получения расположения учителей или руководителей кружков и секций; одержания победы в борьбе за статус в группе, получение определенной власти. В таких ситуациях обычно не стоит вмешиваться взрослым, потому что подросткам лучше самим решить проблему между собой. Нужно предоставить возможность подросткам самим учиться договариваться и решать свои проблемы. Подросток научается разрешать сложные ситуации, перенимая опыт ровесников и взрослых (родителей, учителей и т.д.), анализируя с друзьями и значимыми взрослыми (родителями, педагогом-психологом, социальным педагогом, классным руководителем и др.) создавшуюся ситуацию для того, чтобы лучше ее понять и увидеть возможные выход